Мишки Ольги Леонидовой

Ольга увлекается старинными игрушками, сама лепит кукол и шьёт мишек. Её любимые мишки – это её друзья и коллеги, советчики и утешители, воспитатели и молчаливые свидетели неудач и достижений, помогающие узнать и понять себя. А ещё с ними можно разговаривать, ведь они отлично умеют слушать!

— Ольга, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем творчестве.

Я играла всегда, всю жизнь, даже когда все вокруг повзрослели, а я почему-то нет. Верила в Деда Мороза и обожала своих кукол и зверей. И вот теперь, когда я большая и взрослая тётенька, я могу позволить себе играть без оглядки, с упоением, с погружением, как в детстве. Мой мир и мои друзья — игрушки, приобретённые и созданные своими руками. В перестроечные времена, вдохновленные новыми перспективами бытия и избавившись от «старого советского хлама», в том числе от игрушек, мы что-то утратили, наверное, нить, связывающую поколения. Теперь я всё чаще наблюдаю, как люди ищут на рынках, в магазинах, на выставках старые игрушки, именно такие, в которые они играли в детстве. Это нас согревает, и мы оттаиваем, возвращаясь в наш особенный мир.

У меня из детства осталось совсем немного игрушек, например, этот малюсенький медвежонок в сундучке. Ностальгия об утраченных и розданных куклах и зверюшках становилась всё сильнее, и я начала с поиска «своих» игрушек. Особенно вспоминались куклы, те самые, из беззаботного и безоблачного мира. А потом очень захотелось научиться передавать образы и эмоции через создание кукол своими руками. И вот теперь я всё учусь и учусь. Первые мои куклы, как мне кажется, являли собой образцы «как не надо делать кукол». И хотя многие мои работы тогда просто легли в коробки, я радовалась, потому что мой путь начался. Сейчас я леплю, шью, клею, реставрирую и всё набираюсь опыта, чтобы реализовать в творчестве то, что копилось и зрело уже давно.

— А как Вы узнали о существовании мишек Тедди, что привело Вас к ним?

Это был маленький зелёный медвежонок из войлока, купленный в магазине подарков ручной работы. Он приобщил меня к валянию из шерсти. Тогда мне казалось, что Тедди это что-то недосягаемое для меня. Но старенькие мишки подвигли меня на изучение и освоение «мишечного» дела. Мои первые мишки тоже были похожи на «престарелых», из-за винтажных материалов, которые я применяла, но потом мне стали интересны и современные материалы. Правда, видя потрясающие работы других мастеров-теддистов, я всё больше прихожу к выводу, что мишкоделие для меня это ещё одна ступень познания, а не основное направление деятельности. Но, у моих мишек тоже есть душа, а ведь это главное, не правда ли? Сейчас я шью мишек, а также их друзей, в Тедди-технике. У меня есть свой интернет-магазинчик, где я выставляю и продаю свои работы. Также я участвую в выставках, например, в выставке «Время Кукол», которая проходила в Санкт-Петербурге в декабре 2013 года.

— Как Вы относитесь к мишкам, что они значат для Вас?

Куклы и мишки – мои друзья и коллеги, советчики и утешители, воспитатели и молчаливые свидетели неудач и достижений, помогающие узнать и понять себя. А ещё с ними можно разговаривать, они умеют слушать.

— Ольга, у Вас есть очень старые мишки. Расскажите, как они у Вас оказались?

Самый старенький мишка пришёл ко мне случайно, когда я ещё ничего в мишках не понимала, просто влюбилась в него с первого взгляда. Судя по фирменному знаку – металлической кнопке в ухе, это медведь фирмы «Steiff» (Германия), начала прошлого века. Красного медведя я также приобрела случайно. Продавец сказал, что жил этот мишка в Москве в дворянской семье, он тоже начала 1900-х годов, я думаю, что это немецкий мишка, скорее всего тоже «Steiff», но точно не знаю. Он сшит из мохера и набит опилками. Есть у меня знаменитый мишка «Цотти», таких мишек «Steiff» выпускала с 1950-х по 1980-е годы. Этот медведь сшит из пушистого мохера, а мордочка у него выполнена из мохера-щётки. Особенные черты этого мишки – открытая пасть и глаза с фетровыми подложками. Пяточки и ладошки тоже фетровые. У него есть рычалка, которая и сейчас тихо, но рыкает.

Эти мишки неожиданно «впрыгнули» в моё жизненное пространство, и стали дарить мне тепло и радость! Даже если я не планировала приобретать медведя, взяв его в руки и взглянув в глаза, понимала – мой! И мишка становился домашним и родным.

Есть у меня и мишки родом из СССР. Например, медведь с открытой пастью. Это часто встречающийся мишка, таких делали в 1950-1960-х годах. Он сшит из плюша, голова – прессованные опилки, туловище тоже набито опилками. Медведь, читающий книжку и сейчас в рабочем состоянии. Он заводится ключиком, поднимает и опускает лапы и качает головой. Возможно, раньше он держал в лапах что-то другое, или бил лапами в барабан, или просто танцевал. Этот мишка тоже сделан из плюша и формованных опилок. Ещё есть просто очаровательный медведь из жёлтого плюша. Это тоже советский мишка, примерно 1960-х годов. Он куплен у одного дедушки, на рынке.

— Расскажите о жизни Ваших мишек, насколько она активная? Они просто сидят на полке, или принимают участие в Ваших делах?

Те, которые сшиты мной, тусуются постоянно. Винтажных, но относительно молодых мишек я тоже люблю потеребить и понянчить. А вот старенькие мишки чаще наблюдают за мной с полок. Хотя, недавно был у меня фото-порыв, и несколько раз они выгуливались в парках и скверах нашего города. Но мне показалось, что это они меня туда водили, чтобы сфотографироваться, а заодно показать людям, что «любви все возрасты покорны», даже когда речь идёт о 100-летних медведях.

На фото-сессии мишки начали общаться, и неожиданно получилось так забавно, что я даже решила выставить в моём магазинчике фотографии с хронологией развития их отношений. Много было удивительных моментов. Например, в абсолютно пасмурный питерский декабрьский день вдруг ровно на полчаса из хмурого неба выглядывает солнышко, которое освещает фото-сессию, и скрывается ещё на несколько недель в ту самую минуту, когда сделана фотография мишек с санками. А большой заботливый медведь, везущий санки, который в принципе не умеет стоять, да и сидит-то только с подпоркой, слыша мои мольбы продержаться вертикально хотя бы тридцать секунд, вдруг выпрямляется минут на десять, да ещё и позирует. Конечно, потом мишки были с благодарностью уложены под тёплое одеяло, и скорее всего, больше такого энтузиазма не повторится. Но какой позитив дают такие моменты! Мне кажется, что в фотографиях это проявляется и чувствуется.

— А как Вы ухаживаете за своими мишками? Это трудно, поддерживать их в отличной форме?

Да, трудно: ткань и набивка ветшают, приминаются остатки шерсти. А с влажностью или пересушенным воздухом, пылью и терморегуляцией в квартире справиться ещё сложнее. Посещают мысли, что такие старички должны жить в специально оборудованных помещениях. Но, хотя нам и не удаётся уберечь их от естественного старения, мы можем попытаться продлить им жизнь в первозданном виде. Мне часто встречаются старинные предметы, отреставрированные до состояния «старый-новый». Думаю, что если есть возможность не вмешиваться, то есть, если нет угрозы жизни игрушки, то лучше кардинально её не улучшать. Хотя, признаюсь, поначалу тоже стремилась наделать много лишнего и «оздоровить» вновь прибывших кукол и зверей. Конечно, речь не идёт о сохранении грязи и полу-оторванных лап, но ликвидировать старые заплатки и пришивать новые, мне кажется, не стоит. Но, вообще-то, это личное дело владельца. Мне даже нравится, когда чувствуешь, что игрушка жила в заботливых руках.

— Вы планируете показывать своих мишек на выставках, ведь это редкие экземпляры?

Нет, не планирую. Супер-редких, представляющих историческую ценность, у меня нет, а родственников моих мишек можно часто встретить в разных музеях и на выставках. Например, в очаровательном частном музее игрушки в городе Порвоо (Финляндия) живёт брат моего смешного друга «Цотти» фирмы «Steiff».

Что касается выставок, то больше всего самых разных медведей всевозможных моделей, стран и лет, мне посчастливилось увидеть и сфотографировать на выставке уникального коллекционера и реставратораСергея Романова. Эта выставка называлась «110 лет медведю» и проходила в 2013 году в Москве, в Ветошном переулке, 13. Спасибо огромное Сергею за такую возможность! А сейчас в Москве в Коломенском продолжается тоже очень интересная его выставка «Волшебство старинной игрушки», продлится она до 2 марта. Это счастье, что у нас есть шанс полюбоваться такими прекрасными коллекциями!

— Ольга, мишки Тедди изменили Ваш характер, мировоззрение? Если да, то как?

Конечно! Они меня воспитывают, помогают искоренить нетерпеливость — желание, чтобы получилось всё и сразу. Учат терпеть, доводить задуманное или начатое до победного конца, не рвать и не выбрасывать (как раньше) не получившихся медведей, а сочувствовать им, дошивать и любить даже тех, которые, на мой взгляд, ещё очень далеки от совершенства. Ведь я начинала шить мишек из ветхого плюша и старинного бархата, которые, как известно, могут порваться в любом месте и на любом этапе работы, так что мне пришлось сильно изменить свой характер. Но теперь мне почему-то больше нравится шить вот таких лохматеньких мохеровых медвежат.

— Что бы Вы хотели пожелать всем читателям «Энциклопедии мишкоделия»?

Всем читателям желаю разбудить в себе детство, не унывать, если что-то не так, как хочется, и продолжать искать себя. Творческих побед и вдохновения! Счастья в душе и Любви!

 

 

Источник