Интервью с художником-теддистом Еленой Абросимовой: «Сейчас мой икигай — это мишкоделие»

Публикуем интервью с мастером-теддистом Еленой Абросимовой, опубликованное на сайте Наталии Шепель.

Медведей Елены я увидела в каталоге известного английского коллекционера мишек Тедди Яна Поута. Пришел по почте каталог на 2020 год, и при его детальном изучении я нашла свою соотечественницу Елену! Конечно, стала интересоваться дальше, и подробнее познакомилась уже в Инстаграме. Оказалось, что и живем мы тоже в одном городе. Так что это интервью просто не могло не состояться!

— Елена, добрый день! Давайте знакомиться! Расскажите, пожалуйста, о себе.

Здравствуйте, Наталия! Меня зовут Елена Абросимова, мне 34 и я мишкоголик.) Так я обычно в шутку представляюсь незнакомым людям. А если серьезно — вот уже почти четыре года я с большим интересом и любопытством исследую удивительный мир авторской игрушки, пробую себя в этом порой нелегком деле и получаю огромное удовольствие от процесса. Я родилась и выросла в прекрасном Ленинграде/Санкт-Петербурге, успела пожить несколько лет в Москве и, конечно, поработать по основной своей профессии — в дипломе я актриса театра и кино. Но как-то так незаметно, исподволь, медведи заняли огромную часть моей жизни. Пришли, расположились и уходить явно не собираются.)

— А как вы пришли к занятию медведями Тедди?

Абсолютно спонтанно! Мне вообще нравились текстильные куклы простых форм — Тильды, придуманные норвежкой Тоне Финнангер. Они казались мне верхом гармонии и стиля. Их я и стала шить. Самое интересное, что бывают и звери Тильда, зайки, мышки и даже мишки — но у меня они не вызывали никакого интереса! Всё изменилось в один момент, когда моя подруга показала мне, что такое Инстаграм. На меня разом вылился огромный поток фотографий разного хендмейда. Я была просто оглушена количеством, разнообразием, формами, цветом… Казалось, все возможные варианты творчества кричат — займись! Займись мной!

Первыми Тедди, которых я увидела, были, насколько я помню, работы Натальи Толстыкиной и Елены Бурговой. Они были первыми ласточками, можно сказать. Я стала обращать внимание на медведей и других зверей в этой технике. А спустя какое-то время наткнулась на пост о мастер-классе крутого теддиста из Украины, который приезжает в Петербург. Это была Татьяна Скалозуб. Я еле дождалась заветного дня, буквально считала часы! Каково же было мое удивление, когда я, придя в заветное место, не увидела на столе медведей… Я очень растерялась, решила, что что-то перепутала, наверное?.. Нет, не перепутала. Вон они, медведи — в центре стола лежала кучка цветных звериков 6-7 см роста! Миниатюра! Мы будем шить миниатюру… Никогда не сошью, подумала я. Сошьешь, конечно — сказала Таня. 

И я сшила! Мой первый зверь — крохотная лисичка Хлоя с урока Тани Скалозуб — до сих пор живет у меня как талисман и напоминание о том, что всё возможно. Стоит только захотеть и приложить усилия. Так, 8 апреля 2016 года, я попала в удивительный мир Тедди.

— Значит, первую лисичку в тедди-технике вы научились шить на мастер-классе у Татьяны, а как затем развивались события?

Сразу после мастер-класса, прямо на следующий день я сшила своего первого самостоятельного медведя. Это был мишка по Таниной выкройке из материала для миниатюры. Сейчас он кажется мне смешным и не очень аккуратным, конечно. Но тогда, почти 4 года назад, я была страшно горда собой. Я — и сшила медведя! Сама! Чтоб вы понимали — во втором классе меня выгнали из кружка мягкой игрушки.))))) Такая вот ирония судьбы. Этот мишка Хилтон живет со мной, в моей мастерской. Потом, спустя некоторое время мне страшно повезло — я попала на двухдневный семинар Джеммы Кадж, которая приехала к нам в Питер. Это было удивительно — столько вопросов, о которых я и не задумывалась! Кем будет твой медведь: мальчиком или девочкой? Он будет стоять или сидеть? Будет одетым или раздетым? Тетрадь с конспектом с того семинара до сих пор на моем столе. Летом 2017 года я попала на обучение к Ольге Иванело. Она перевернула мое представление о медведях и показала, как можно сделать свое. От и до. Легко построить выкройку, увидеть формы. Гармонию. Уверена, что благодаря Оле я совершила свой личный прорыв.

— Сейчас вы занимаетесь медведями профессионально, или это ваше хобби?

Не знаю, насколько можно говорить о профессиональном занятии мишкоделием в нашей стране — официально такой профессии нет, наверное. Скажем так, сейчас создание медведей и других зверей в технике тедди — мое основное занятие. Я много шью, участвую в выставках, продаю свои работы. Это уже совершенно точно больше, чем просто хобби. У японцев есть такое понятие — икигай. Это то, ради чего ты просыпаешься по утрам, ощущение твоего предназначения в жизни. Так вот сейчас мой икигай — это мишкоделие. И я этому рада.

— Каких медведей вы предпочитаете шить — классических или фантазийных?

Хороший вопрос. Мне кажется, что с приобретением опыта вкус меняется. Это нормально. Когда я только увидела первых Тедди в жизни, я была в восторге от милых пушистиков. Сейчас мой вкус серьезно сдвинулся в сторону немецкой классики, я люблю строгие линии, простые формы. Эту эстетику я пытаюсь нести через своих медведей. А вот другие звери Тедди — кролики, зайки, кошки, лисы — получаются у меня характерными и немного мультяшными, мне кажется. Такой вот разброс. Но мне это даже нравится, такая своеобразная разносторонняя я как теддист. Не исключаю, что когда-нибудь попробую что-то совсем нехарактерное для меня, например, натюр.  Но пока — классика в медведях и характерность в других зверях — это мое.

— Что считаете основным в создании авторского медведя — выкройку, технику, оформление образа или что-то еще?

Есть два понятия: ручная работа и авторская работа. Авторская работа — когда всё придумано и сделано тобой, от и до. Здесь всё важно, ведь одно без другого невозможно: идея рождает образ, образ рождает формы, формы рождают выкройку, технику… Все элементы очень взаимосвязаны, согласитесь. Но в первую очередь, любая художественная работа для меня — это идея, конечно. С идеи и истории всё начинается. Любое творчество — отражение художника. Проявление его личности. И, мне кажется, сложно проявить личность, делая медведя в технике другого автора или по чужой выкройке. Если это не условия игры, конечно — какого-то совместного пошива или конкурса. Тогда это вызов самому себе, это интересно.

— Как вы начали участвовать в выставках?

Это произошло супер спонтанно. Поругалась с подругой, была в очень подавленном настроении. Залезла в Инстаграм и наткнулась на пост девочки, с которой мы вместе ходили на мастер-класс. Она предлагала поучаствовать в Хелло Тедди 2017 — одной страшно, вот и искала себе напарницу. А я была в таком взвинченном состоянии, что взяла и написала! Вот я, шью год, хочу на выставку. А Ира взяла и согласилась! Так мы попали на нашу первую выставку. Это было чудесно, но от стресса я почти ничего не помню.))) 

— Какие у вас впечатления от выставок на текущий момент, чем отличаются наши российские выставки от зарубежных?

Я люблю выставки. Люблю эту сладкую предвыставочную суету, дедлайн, подготовку коллекции. Это моя стихия. Такая вот полярность получается: люблю шить и быть одна/люблю выставляться и быть в толпе. Парадокс. Для меня каждая выставка, что в Москве, что в Европе — это маленькое путешествие и приключение. Праздник. 

А про разницу — да, она безусловно есть. Мне кажется, самая большая разница наших и европейских выставок в посетителях. В России это больше приятное времяпрепровождение, досуг. В Европе — люди в теме. Они понимают, что такое Тедди, знают и любят этот вид творчества. Правда, ситуация меняется, каждый год я вижу всё больше москвичей, которые приходили на прошлую выставку, позапрошлую… Культура Тедди идет в массы, это здорово.

— Ваши медведи вошли в каталог известного английского коллекционера и популяризатора медведей Яна Поута, изданный на 2020 год. Как это получилось?

Мы познакомились в апреле этого года, это была моя первая выставка в Мюнстере. Еще в день монтажа, перед выставкой, Ян купил у меня трех медведей, в том числе моего любимца из коллекции — самого старого и залюбленного мишку. Потом подходил еще несколько раз в течение выставки, рассматривал моих зверей, расспрашивал про них. А в последний день, купив еще одну работу, предложил мне создать небольшую коллекцию для его каталога на 2020 год. Сказать, что я была в шоке — ничего не сказать. Помню, очень волновалась, посылая ему фото готовых медведей. Но всё прошло прекрасно, теперь я с гордостью могу сказать, что мои звери принимали участие в таком масштабном проекте.

— Расскажите о ваших впечатлениях от общения с Яном Поутом, что вам запомнилось больше всего?

Был один забавный случай при нашем знакомстве. В день монтажа я что-то доделывала на своем столе, рассаживала медведей. Вижу, подошел какой-то мужчина. Поднимаю глаза — приятный взрослый иностранец. Смотрит на медведей. Начал расспрашивать меня — как меня зовут, откуда я, из чего носики у моих мишек. Я отвечаю, рассказываю про коллекцию. И тут мой взгляд падает на бейдж у него на рубашке! Мамочки, это же Ян Поут!! Оказалось, я вскрикнула это вслух на русском.))) Он заулыбался, прикрыл рукой бейдж и сказал: «Не смотри туда, не надо. Легче, легче, всё ок.» Удивительный человек! Скромный и очень приятный в общении.

— А вы сама коллекционируете мишек, если да, то какова направленность вашей коллекции?

Как сказала прекрасная мастер-кукольник Татьяна Симукова: есть коллекционеры, а есть собиратели. Я скорее собиратель, у меня нет никакой четкой направленности — я покупаю то, что цепляет. Но купленные мной работы, равно как и подаренные мне, все-таки делятся на две части: есть более классическая, медвежья часть — это мишки Сюзанн Тойбер, Айре Капстас, Юлии Валеевой, Людмилы Лунёвой. А вторая часть — фантазийные и характерные работы. Например, каменно-плюшевый жук мастера Анны Давиденко. Или одно из последних моих приобретений — совершенно волшебный Белый кролик московского мастера Натальи Зиновьевой.

— Как вы думаете, труден ли авторский путь в Тедди-мире? Что вы можете посоветовать молодым начинающим создателям медведей?

Думаю, сейчас найти авторский стиль, авторский путь и труднее, и легче. Труднее в том смысле, что очень сложно, мне кажется, найти свое, когда вокруг так много обучающих курсов. Волей-неволей ты впитываешь очень много от своего учителя. А если это не один человек, не один курс, а три, пять, десять?.. Индивидуальность может так и не проявиться… Она просто будет задавлена массой техник, знаний и стилей. А еще ведь есть харизма и фантазия учителя, ты идешь за этим, питаешься этим — и у тебя нет потребности создавать свое, ведь тебе всё дают.

Но во многом сейчас и легче — потому что не приходится изобретать велосипед самому, тратить кучу денег на ненужные материалы и инструменты, кучу времени на технологию создания Тедди. Всё уже структурировано и готово – пользуйся!

Про советы… Я сама еще молодой начинающий создатель, у меня пока не так много опыта. Но могу посоветовать две универсальные вещи, которые актуальны для меня.

1). Впитывайте красоту. Всматривайтесь в архитектуру, природу, людей, животных. Слушайте музыку. Изучайте себя, свои эмоции и ощущения. Чем больше внутри у художника, тем ярче будет проявление в творчестве. Мне так кажется.

2). Шейте, много шейте. Технику и качество не заменит никакая гениальная задумка. Крутая идея неразрывно связана с не менее крутым техническим воплощением.

— Я часто слышала, что занятие медведями изменяет характер человека и даже изменяет его жизнь? В вашем случае это так?

Думаю, да, моя жизнь очень поменялась с появлением в ней медведей Тедди. Они сделали меня путешественницей.) А характер, наверное, не столько поменялся, сколько раскрылся. Я вдруг нашла в себе абсолютного интроверта. Это удивительно, но это так. Да, он появляется только в определенных условиях, ненадолго, но он есть. Для громкой и активной меня это потрясающая находка. И этим я обязана именно мишкам Тедди.

— В чем вы черпаете вдохновение и силы для творчества?

Вопрос про вдохновение — всегда очень сложный для меня. Я никогда не отслеживаю этот момент. Не могу точно сказать: меня вдохновляет моя семья и природа. Нет. Это слишком конкретно, так не бывает. Ты просто идешь по улице и видишь яркое пятно зонтика, например. Серая питерская улица и вдруг — бирюзовый зонтик. И как-то незаметно, потихоньку что-то формируется где-то внутри тебя… Может пройти довольно много времени, прежде чем этот зонтик, это впечатление от него аукнется в работах. И это необязательно будет бирюзовая пятка у медведя, нет. Не так напрямую.) Поэтому я зачастую не могу объяснить, что конкретно меня вдохновляет. Всё. Мир вокруг.

Силы для творчества есть, когда есть, что сказать. Есть какой-то посыл. Да, конечно, все мы иногда выдыхаемся, кончается ресурс. Бывает. Тогда надо восстановиться, немножко переключиться на что-то другое. Мне очень помогают книги.

— Строите ли вы авторские планы на будущее и какие они у вас, если не секрет?

Планов миллион, как бы всё успеть! Из ближайших — две выставки и две коллекции для них. Лондон в феврале и Мюнстер в апреле. В Лондон еду впервые, очень интересно, как это будет — выставка короткая, всего один день. Любопытно попробовать такой формат. А Мюнстер — это не только крупнейшая выставка медведей, но и долгожданная встреча с коллегами и друзьями из разных стран, это такое очень объединяющее нас мероприятие.) С некоторыми людьми я вижусь только там и очень жду этого.)

— И наш традиционный вопрос — что вы хотите пожелать всем читателям нашего сайта?

Я желаю всем без исключения найти и открыть в себе художника. В любом деле, неважно, шьете вы медведей или печете торты. Это классно, это наполняет жизнь смыслом. Ну и с наступающими новогодними праздниками, конечно!