Заира Нагуар и её маленькие модники

Сегодня у нас интервью с очень интересным мастером  — Заирой Нагуар.

Беседу вела Люда Кравчук

Людмила Кравчук: Привет, Заира. Я очень рада брать интервью у своей землячки, ты из Майкопа, а я большую часть своей жизни прожила в Белореченске. Это совсем рядом. И первый мой вопрос будет такой, кто открыл мишек Тедди Майкопу?

Заира Нагуар: Привет, Людмила! Мне очень приятно, что ты выбрала меня для своего интервью. Особенно это лестно тем, что я новичок в мире Тедди и мне очень важно, что мои работы нравятся другим людям и вызывают интерес ко мне, у моих читателей.  Я очень давно мечтала шить Тедди, но страх перед дисками-шплинтами, выкройками, различными приемами втачивания деталей, а также ужас перед выбором материала меня долго останавливал. Лет пять останавливал. Я подписывалась на различные тематические ресурсы, потом отписывалась, так как понимала, что мне на Олимпе handmade не бывать. Я была далека от всего этого. Но тем не менее продолжала по чуть-чуть творить. Этим летом я принесла свои игрушки в местный магазин ручной работы и увидела мишек Евгении Першиной. Круг замкнулся. Я поняла, что мишкам быть и мне срочно нужна была Женя, чтобы мне воочию увидеть основы основ. И на удачу, Женя проводила мастер-класс по Тедди. Целый день мы делали слоников-мишек-заек, адреналин просто зашкаливал. У кого на руках впервые рождался Тедди — тот поймет мои чувства! Так что первым моим учителем в мишкоделии была Евгения Першина, за что ей спасибо от всей души.

Л.К.:  Расскажи о себе.

З.Н.: Я по образованию преподаватель немецкого и английских языков, чуть позднее я получила второе образование, связанное с арабским языком, защитила кандидатскую работу по инвективам. Если коротко, то по бранным словам в немецком, русском и адыгейском языкам. Тема была очень занятная, я даже хотела продолжить ее в докторской диссертации. Но тут мой научный путь споткнулся о творчество и думать ни о чем другом мне уже не хотелось. Дело своей жизни я нашла. Рукоделием я занимаюсь уже десять лет, раньше я стала заниматься только фитнессом. Он тоже входит в круг моих любимых увлечений. За 15 лет я перепробовала и танцы живота, йогу, пол-денс, даже немного трайбла и аэробику. Сейчас оставила себе в любимых тай-бо и кикбоксинг. Без фитнеса я  не могу также, как и без handmade.

Л.К: На данный момент ты совмещаешь работу и творчество?

З.Н.: Да, сейчас я работаю преподавателем в университете, преподаю арабский язык. Также я мама. Воспитываю сына Андимира, в честь которого я в сети известна больше, как «andimira». У себя в городе мы с моей хорошей подругой Мариной Шевченко, архитектором по образованию и призванию, начали совместно создавать небольшой бренд «Zaira and Marina», делали сувениры на свадьбы, новогодние игрушки, участвовали в ярмарках, давали мастер-классы и даже открывали мастерскую. К сожалению, наше основное место работы пока не позволило нам обеим и дальше содержать мастерскую. Но тут ключевое слово — «пока».

Л.К.: Ты разноплановый мастер, шьешь Тедди, шьешь и вяжешь одежку. Это все ради мишек или все интересно и хочется себя пробовать во всем?

З.Н.: В мишкоделии, как и в науке успеха добивается тот, который работает на стыке. Если, допустим, лингвистика и психология себя в качестве объекта изучения исчерпали, то психолингвистика имеет много открытых вопросов для изучения. Так и мастер, который шьет только мишек  не очень интересен. А теддист, который может и сшить мишку, и одеть его, и красиво сфотографировать и даже правильно продать, интересен всегда. Очень важен антураж на фотографиях, только он дает возможность «досказать» образ мишки. Для всего этого нужно учиться работать в разных направлениях. Вязать и вышивать я умела еще до мишек. С появлением мишек в моей жизни я учусь шить, хотя дается мне это с трудом, ибо бог меня обделил хорошим глазомером  и ровной строчкой. Для удачных фотографий я специально взяла частный урок, чтобы более правильно научиться фотографировать свои работы. Стала присматриваться к декупажу, очень хочу красиво оформлять коробочки, также мне интересна трансферная бумага и уже планирую покупку принтера.

Л.К.: Ты совмещаешь работу и творчество, безусловно это сложно, знаю по себе, не стоит ли у тебя вопрос: «Работа или творчество?» Или все совместимо и вполне легко?

З.Н.: Если бы у меня была возможность заниматься только творчеством и оставить работу, сделала бы это, не задумываясь. Мне сложно работать в системе, мне не нравится долгое пребывание среди людей. Я интроверт, мне нужно быстрее домой, в мой уют и покой. Но я очень благодарна своему начальству, которое дало мне возможность сократить нагрузку и больше времени посвящать любимому делу.

Л.К.: Участвовала ли ты в выставках, если да, то в каких, если нет, то планируешь ли?

З.Н.: Что касается участия в выставках, то пока это только участие в местных ярмарках, но меня не очень радует отношение к ручному труду у нас в регионе. Китайские медведи и куклы у нас пока еще лидеры продаж, а ручной труд — это поделка, которую делали в детстве в школе. Часто такие горе-покупатели берут какую-нибудь игрушку в руки, снисходительно смотрят на тебя, как на заигравшегося в бизнесмена ребенка и с удивлением в голосе заявляют, что не понятно, почему так дорого, ведь такое он и сам сможет сделать, ведь вязал когда-то и шил. Хотя все чаще люди через интернет-ресурсы стали заказывать у меня игрушки ручной работы. Эта тенденция меня очень радует, потому что я верю в энергетику ручной работы и моя рука не поднимется купить игрушку в  магазине (я говорю про мягкие игрушки), потому что разницу в энергетике я ощущаю очень четко. Опять же, кто знает — поймет меня.

Л.К.: Как ты думаешь, есть ли мода на мишек или на авторов? Или свой круг поклонников/покупателей может заслужить абсолютно любой мастер упорным трудом?

З.Н.: Сложный вопрос. Вызывает очень много мыслей, пока не упорядоченных. Мастер через свою работу презентует в первую очередь себя, свои мысли, свой взгляд на мир. Каков автор — тако и мишка. Я часто замечаю, что самые популярные авторы являются людьми с большим кругозором, с интересным внутренним миром. Они наполняют свои работы собой. Наверное, поэтому в сплагиаченных работах нет жизни, невозможно передать душу другого, часто незнакомого тебе человека. Я восхищаюсь сложными в исполнении мишками, продуманными нарядами, костюмами разных эпох, но мне ближе ладошечные, или карманные мишки, псевдовинтажные грязнули, которые всегда могут составить компанию, а не чинно стоять на полке. Свой круг почитателей, сдается мне, может наработать любой мастер, если он работает и совершенствуется, благодарит за критику и не очень останавливает свой взор на комплиментах. Чаще молчание в сети на ту или иную твою работу говорит больше, чем десятки комплиментов и лайков в адрес той или иной работы.

Л.К.: Следишь ли ты за новостями в мышечном мире и есть ли мастера, чье творчество  тебе интересно ?

З.Н.: Мне очень близки по духу работы Саши Покрасс, Ани Цымбал, Ксюши Депелян, это талантливые мастера с большой буквы.

Л.К.: Как относятся твои близкие, друзья к твоему увлечению?

З.Н.: Папа меня называет лентяйкой и бездельницей, потому что я занимаюсь несерьезным делом. И даже, если бы он меня и понимал в полной мере, то приоритетом является умение заработать деньги и содержать собственного ребенка. Я его понимаю, но и мишек шить не брошу. Мама у меня главный критик. Мои работы для нее всегда не дотягивают уровня. По ее мнению, все, кто что-то делает, делают все равно лучше, чем я. Ну вы же знаете желания мам, чтобы их ребенок был лучше. Через критику — к звездам, как говорится.

Л.К.: За последние 10 лет популяризация мишек Тедди выросла стократно, в чем секрет любви и популярности их в России на твой взгляд?

З.Н.: Отвечу как преподаватель вуза. Повышение популярности Тедди в нашей стране зависит от грамотной профориентационной работы!

Л.К.: Многие авторы строго предупреждают, что их мишки коллекционные и не предназначены для игры. А твои игрушки исключительно для коллекции или созданы для улыбок и тискательных рук детей и взрослых?

З.Н.: Мои мишки для радости. Как они эту радость будут приносит — дело их новых хозяев. Я, как правило, делаю для мишек небольшой гардероб, чтобы можно было их одевать-переодевать. Но совсем для маленьких деток они все же не пригодны. Мишки вряд ли выдержат натиск маленьких испытателей. В принципе, можно делать мишек специально для маленьких деток, без шплинтов-дисков, из более дешевых материалов и с набивкой, которая не боится стирок.

Л.К.: С какими материалами ты любишь больше всего работать?

З.Н.: Стыдно признаться, но я еще только пробую материалы и со многими знакома только по картинкам. Мне очень нравится вискоза и миништоф. Слишком пушистых Тедди я не очень люблю, поэтому, альпаку я использовала вместе с миништофом. Пока очень дорогие материалы не использую, набиваю руку на менее дорогих аналогах.

Л.К.: Любишь ли ты дарить свои работы? Или считаешь, что ручная работа должна попасть именно к ценителю, а для этого важно, чтобы он/она  ее купил сам?

З.Н.: Одно время я очень много раздаривала свои работы, но только тем людям, которые искренне хотели заполучить ту или иную мою вещь. Я стеснялась брать за свои игрушки деньги. Сейчас тоже дарю, но так как я задалась целью  доказать своим близким, что я могу зарабатывать на handmade, я перестала стесняться продавать свои работы. Плюс иногда бывало так, что я дарила игрушки тем людям, которые вообще не понимали их ценность. Благодаря этому опыту я научилась дарить только тем людям, которые не обидят игрушку дома своим невниманием. Обид на тех людей нет, потому как я бы тоже ненужной вещи не обрадовалась.

За время написания этого интервью в моем доме появилась новая маленькая радость, это чудесный зайка который выглядывает из-под одеялка на фото! Это настоящее лучистое солнышко, которое дарит улыбку мне и моим деткам каждый день :) И это очень ценно! За своего зайку и за интересную беседу я бесконечно благодарю Заирочку!

Ну и по традиции, напишу мысли, которые родились у меня после подготовки нашего интервью с такой многогранной Заирой! В последнее время я часто слышу от совершенно разных людей слова — усталость, депрессия, скука, тоска. Что уж говорить, и для меня эти слова имеют большой смысл в те или иные моменты трудностей, когда руки опускаются.  И тогда я вспоминаю слова одного моего друга, который пережил очень много горя. Он говорил мне: «от депрессии меня спасал только труд, много задач и целей которые я ставил сам или мне ставили близкие люди».

Давайте ставить себе новые цели, тем более для многих весна все равно, что новый год, это период обновления, пробуждения  и новых планов.