Фелтинг: история
Валяние — самая древняя техника изготовления тестиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже. Войлок — так назвали материал получаемый в процессе валяния шерсти. Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы — вот не полный перечень.С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная.
Для создания изделий в традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы.
Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния . У нас валяные бурки, кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит или шаповал. Но больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки, которые изготавливают непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и натягивая на специальные колодки.
В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз . Для его изготовления в строго отведенное время года с овец состригают густую длинную шерсть, хорошо ее промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами. Полученный войлок вынимают из циновки и еще многократно, поливая горячей водой, сбивают и скатывают локтями и ладонями. Готовое полотно расстилают на земле и высушивают на солнце. На протяжении веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна. Различие в цветах и оттенках шерсти тоже не осталось незамеченным. Было создано огромное множество орнаментов с характерными элементами.
Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только благодаря особенности строения волосков шерсти. Под микроскопом хорошо видно, что волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на друга на подобие черепицы. При очень большом увеличении такой волосок будет напоминать ствол пальмы. И когда в процессе валяния шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают начинают играть роль «замочков», не позволяя им высвободиться. Поэтому шерсть — единственное волокно, которое можно свалять.
Таким образом процесс создания из шерсти и плоских, и объемных изделий подразумевает использование технологий и приёмов, которые бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна шерсти. Появились большие мастерские, и валяльное производство. В середине 19-начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. При валянии объем кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность значительно возрастают, но до опеределённого предела, после которого перенапряжённые волокна начинают разрываться и материал превращается в труху.
В последние десятилетия увлечение валянием (felting, filt, filc) охватило весь мир! И для этого есть веские причины. Во-первых, научиться валять — очень просто. Во-вторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих. В-третьих, для валяния обычно не нужно сложных устройств и большого пространства — достаточно столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация. И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому» (мокрое или горячее).
Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются — таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые «замочки» их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.
Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку.Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он подразумевает перемещивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а так же куклы, украшения. Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.
В процессе валянии объем комочка уменьшается в 3-5 раз, в зависимости от желаемой плотности готового изделия. При любом способе валяния нужна шерсть. Поэтому рассмотрим ее виды немного подробнее. Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья разных видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других животных.
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более дешевый материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё изготавливается основа, поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.
Выбеленка : расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения. Часто ее выбирают при отсутствии нужного цвета т.к. она легко окрашивается.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
Меринос — полутонкая овечья шерсть. Используется так же как и ангора.
Для валяния подходит шерсть без синтетических добавок. Если в ней встречаются жесткие ворсинки, то полотно из нее получится не совсем гладким. К тому же эти ворсинки сильно «лезут» из готового изделия. При выборе сырья обратите внимание на окраску шерсти. Чем меньше она окрашена, тем легче сваливается. С шерстью темных и «кислотных» цветов придется работать более тщательно, и это займет больше времени. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками.
Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых. К примеру для изготовления одной игрушки высотой 25 сантиметров средней плотности, потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоватся, как основа, и 100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки. Придать шерсти красивую фактуру можно с помощью различных натуральных волокон, таких как бамбук, соя, лен, крапива, банан и даже морские водоросли. Очень эффектно смотрятся добавления шелковых нитей или обычного мулине.
Выше были упомянуты иглы для валяния. С ними стоит познакомиться поближе.
Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали .Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, посредством чего происходит спутывание. Таким образом достигается эффект валяния. Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных этапов работы. Те, что с удлиненным лезвием, подходят для начала: более грубые, они легко справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос. Более короткие и тонкие — для завершения работы: изделия становятся гладкими и приобретают законченный вид. Начиная работать с иглой для валяния, будьте осторожны — ею можно легко поранить руки. Лучше заранее потренироваться, чтобы научиться уверенно ее держать. Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под тем же углом, что и вводить. В противном случае волокна будут хуже переплетаться, а лезвие иглы может погнуться или ее острие сломается. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от задачи. Форма сечения иголок для валяния бывает двух видов — треугольная и звёздчатая.
Разновидности иголок:
19 треугольные: для тяжелой работы с грубой шерстью и растительными волокнами.
36 треугольные: для основной работы с грубой шерстью.
38 звездчатые: для валяния плоских деталек (ушек, плавничков, хвостиков), создания рельефов.
40 треугольные: для тонких шерстяных волокон, мелких деталей.
36 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек.
38 корончатые: для вваливания волос в голову игрушек,приваливания пятнышек и полосочек, более тонкие чем 36 №, но чаще ломающиеся.
50 с длинным лезвием: используются при проработке мест излома формы: изгиба бедра, поворота шеи, сгиба локтя и т.д. Везде, где силуэт фигуры ломается или изгибается надо пройтись длинными иглами, направляя их под разными углами. Благодаря такой обработке объемные детали, например, стопы или ладошки, уплотнятся изнутри.
60 или №70 с длинным лезвием: для первоначального заваливаняе объёма. Когда игла в процессе работы начнет пробивать мохер с сильным напряжением, а лезвие — угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50.
На последнем этапе используется самая тонкая игла № 45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.
Номер иглы легко определить, зная толщину h лезвия иглы, а чтобы не путаться с запятыми и нулями принято толщину h умножать на 100 (h х 100). Соответственно, если лезвие иглы имеет толщину 0,6 мм, значит это игла №60. Помимо размера иглы различаются длиной лезвия: иглы с удлиненным лезвием — №70, №50, иглы с коротким лезвием — №90, №75, №60, №45. Иглы для валяния, из-за своей остроты и наличия специальных зазубрин, дополнительно упаковываются в пластиковый контейнер. По этой же причине рекомендуется пользоваться специальными ручками для этих игл. Они бывают на одну, две, четыре и шесть игл. Чтобы использовать ручку на четыре или шесть игл, необходимо отвинтить держатель по направлению стрелки на рисунке, вставить иглы с нижней стороны держателя в отверстия и завинтить держатель обратно в ручку. Ручки для нескольких игл удобны при работе с большими поверхностями т.к. увеличивается производительность работы.
В руках комочки шерсти держать неудобно да и не безопасно. Поэтому для фильцевания хорошо использовать щетку-мат или специальный поролоновый коврик. Поролон несколько отличается от обычно встречаемого. Он скорее напоминает полиэтилен, но более плотный и часто используется при прокладке деталей при упаковке мебели.
Текстильная глина — так часто называют шерсть: ведь войлок получается из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. Он годится не только для экспериментов модельеров, гораздо шире возможности этого уникального материала раскрываются в условиях самостоятельного творчества. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям и на совеременных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально для современного дизайна.
Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Многие работают в «горячей» технике, но самое широкое распространение получил «холодный» способ как многогранный, но доступный вид рукоделия. В англоязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе означающем «шерсть», в немецком , более известном у нас, варианте — «фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла» (nadel), хотя в России оба этих термина с успехом заменяет старое доброе русское слово «валяние». Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.
Но и любители этого хобби вполне самостоятельно творят как аксесуары, так и ювелирные украшения. Они любят валять игрушки как в виде самостоятельных изделих, так и в виде небольших украшений. Фильцеванием можно быстро украсить поднадоевшие рукавички и другие предметы гардероба или создать совершенно фантастический цветок для украшения интерьера или одежды. Одним словом — старинное рукоделие это стильно!