Есть замечательная техника квилта, называется «rag-quilt». Предлагаем мастер-класс Татьяны Максименко по созданию этакой интерьерной подушечки.

Сегодня я покажу воплощение моей давней идеи-фикс. В квилтинге есть такое направление — «потрёпанный» квилт (это мой вольный перевод, ничего лучшего для «rag-quilt» я не придумала). Суть этого направления в том, что блоки сшиваются швами наружу и эти швы принудительно и основательно треплются. Смотрится это, на мой взгляд, просто здорово — тепло, уютно и вообще! :) Чаще всего блоки — это простые квадраты, чтобы не перегружать и без того непростую вещь, но, конечно, бывают и другие варианты (рукодельный народ то, всё больше неугомонный).

rag quilt1

Пробуя новую технику, начала с небольшой вещицы — с подушки, чтобы потренироваться (кстати, хорошо, наверное, делать в такой технике всякие новогодние штуки, я это себе уже наметила). На неё ушло меньше одного набора — 18 кусочков на саму подушку и еще 4 на аппликации (а в наборе 35 кусочков размером 13х13см).

rag quilt3

Рисунок на тканях не напечатан, как это обычно бывает на тканях для пэчворка, а выткан, поэтому и вид у них такой «натуральный». Ну и, конечно, приглушённые цвета играют роль.rag quilt5

Такой квилт вполне самодостаточен без каких-либо украшений, но мне все же захотелось добавить аппликации-листики. Они только на лицевой стороне, на заднюю меня не хватило. :)rag quilt6Края у листиков подогнуты и пришиты невидимыми стежками. Потом уже проложены декоративные стежки.rag quilt4В сети можно найти стописятмильёнов мастер-классов пошива «потрёпанного» квилта (писать их — дело благодарное, ведь процесс настолько же прост, насколько и эффектен), но я всё же опишу свой опыт, тем более мы давно вместе ничего не шили. :) Сначала об особенностях пошива (причём все они со знаком плюс). Блоки стегаются по отдельности, еще до сшивания и это, конечно, гораздо легче, чем стегать большую вещь целиком. Если шьётся одеяло, то не потребуется никакой обработки края — песня! И никаких проблем со стыками — всё-равно их не видно! :)

Раскрой:

  1. раскроите нужное вам количество квадратов для лицевой стороны (у меня было 18 готовых квадратов размером 13х13см);
  2. раскроите такое же количество квадратов такого же размера для подкладки (внимание: подкладка будет видна в потрёпанных швах, так что не пускайте на неё то, что «всё-равно выбрасывать», берите что-нибудь сочетающееся с основными тканями);
  3. раскроите такое же количество квадратов из вашего любимого наполнителя (у меня хлопковый Vlieseline 277) размера чуть меньшего, чем будет размер основных квадратов после сшивания (пример: я буду сшивать квадраты с припусками на швы 1,5см, т.е. из размера 13х13см они станут 10х10см, значит я выкраиваю из наполнителя квадраты около 9,5-9,8см).

Пошив:

На квадратах для лицевой стороны начертите линии, соединив углы. Поставьте на линиях метки в зависимости от запланированных припусков на швы, с которыми вы будете сшивать квадраты. Обратите внимание, что расстояние от метки до боковых и верхних-нижних срезов равно припускам на швы (у меня 1,5см), но расстояние от метки до угла больше (у меня 2см). Не ошибитесь, делая отметки. Важно: все швы мы будем прокладывать строго от метки до метки!

rag quilt_tutorial1

Положите квадрат из подкладочной ткани изнаночной стороной вверх, положите в центре квадрат из наполнителя. Накройте квадратом из основной ткани лицевой стороной вверх.rag quilt_tutorial2Сколите и прострочите по начерченным линиям. Проделайте это со всеми квадратами.rag quilt_tutorial3Сложите два «пирога» подкладками (!) друг к другу, сколите и прострочите. Не забудьте, что строчим мы от метки до метки! rag quilt_tutorial5 rag quilt_tutorial4
Соедините таким образом сначала квадраты в ряды, а потом соедините ряды друг с другом.rag quilt_tutorial6Когда всё сшито, начинается самое интересное. :) Возьмите острые ножницы и нарежьте припуски на швы бахромой (у меня расстояние между разрезами около 1см). Будьте осторожны, не разрежьте строчку! Я делаю разрезы, не доходя примерно 5мм до строчки. rag quilt_tutorial8 rag quilt_tutorial7Когда закончите резать, видок у вашей вещицы будет тот еще. :) Не пугаемся и закидываем её в стиральную машину — 30 градусов (как в общем-то и для любых других квилтовых вещей) плюс отжим. В процессе стирки-отжима полезут нитки. Сильно. Я переживала за стиральную машину, поэтому положила свой «потрёпыш» в большую наволочку и эту наволочку зашила. Заканчиваем стирку, вынимаем наше произведение и, если вы последуете моему совету, вынимаем нитки из наволочки, если нет, то из стиральной машины, фильтра, я не знаю, где они там оказываются. Хорошенько встряхиваем «потрёпыша», нитки ещё полетят и это нормально. Сушим, еще трясём. И смотрим, что у нас вышло. В общем-то только сейчас мы выясняем, насколько хорошо выбранная ткань обтрепалась и дошла до нужной кондиции.  Мой вывод после погружения в тему: не все ткани мохрятся одинаково хорошо. Супер-«потрёпыши» получаются из фланели и мягких тканей (мои ткани в клеточку как раз очень мягкие). Если ткань не достаточно мягкая и не мохрится сама, это не страшно, просто ей придётся помочь (я видела хорошо разлохмаченные квилты даже из джинсовых кусочков, но их дополнительно треплют мокрой щеткой). Ткань, которая у меня на подкладке — обычная ткань для пэчворка, и она заметно хуже разлохматилась после всех плановых мероприятий, поэтому я помогала ей вручную. Т.е. после высыхания за просмотром телевизора дёргала ниточки. Возможно, стирай я без наволочки, моя ручная работа и не понадобилась бы, но машинку жальче.

Нитки какое-то время ещё могут лезть, поэтому гостям в черных шерстяных костюмах не стоит давать тискать вашего уютного «потрёпыша». У меня процесс практически прекратился после того, как я закончила пришивать аппликации.