Фарфоровое кружево

Увидев статуэтки кружевного фарфора, сложно отвести глаза от этих нежнейших шедевров. Фарфоровые статуэтки всегда привлекательны. Изящество форм, изысканность притягивают к ним взгляды. Любоваться ими можно бесконечно.

Как же удалось сделать из фарфора эти воздушные, нежные, реальные складочки на платьях утонченных дам и кавалеров!

Каждый, кто впервые видит подобные статуэтки, думает, что эти пышные кружева, к которым так хочется прикоснуться, просто надеты сверху на статуэтки. Но на самом деле это не так — они тоже фарфоровые и очень хрупкие, так что дотрагиваться до них нежелательно.

В 1884 году статуэтки были впервые украшены кружевом, которое впоследствии принесло Sitzendorfer Porzellanmanufaktur мировую известность. Технология совершенствовалась и из ажурной «ткани» стали делать не только отдельные детали, но и весь наряд. Технология с одной стороны проста, с другой — требует от мастера ювелирной точности и опыта, иначе чудесного превращения не будет.

Кружева погружали в специальную фарфоровую массу, обволакивающую их, затем формировали из них одежду непосредственно на статуэтках и отправляли в печь для обжига. При этом текстильное кружево сгорало и оставалось только фарфоровое.
Я видела видеоролик о создании кружевной отделки и хочу сказать, что это филигранная работа, требующая внимательности, терпения и достоверности в создании кружевных оборок, фалд, складок. Тончайшим крючком мастерица укладывала, пропитанное фарфоровой «сметаной» кружево, в искусную отделку на фарфоровой фигурке. Ее движения были такими точными, четкими, как у опытной портнихи.

Вначале, из-за того, что температура, при которой мастера проводили обжиг, была недостаточно высокой, кружева получались очень хрупкими и часто ломались даже от простого прикосновения. Поэтому фигурок той поры сохранилось немного.

В дальнейшем производители старались усовершенствовать этот процесс, чтобы получать более прочные кружева. Каждый из них пытался найти свой уникальный состав фарфоровой массы и условий обжига, чтобы фарфор получался более прочным. И если кому-то это удавалось, информацию хранили в строжайшем секрете.

Сегодня, при создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой (у каждого производителя свой секрет специальной массы для пропитки и дальнейшей прочности), а затем ещё влажными прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево остаётся на века.

Этот удивительный фарфор, кажущийся таким легким и невесомым, называют также «Дрезденским фарфором». В конце XVIII века приступили к массовому изготовлению статуэток. В основном это были фигурки балерин, танцовщиц, прекрасных дам в пышных нарядах из тончайшего кружева, галантных кавалеров.

Хотя немецкие «кружевницы» и прославились на весь мир, Германия — не единственная страна, освоившая выпуск великолепных кружевных скульптур. Не отстает от нее и Италия. Здесь, в Неаполе, еще в 1743 году была основана фарфоровая мануфактура Каподимонте. Итальянский фарфор отличался от немецкого необычайно теплым молочным цветом.