Этапы развития рынка рукоделия: размышления

Хитрый мастер не делится всеми своими секретами. Самое ценное он оставляет для себя.

Любой процесс переживает определённые этапы своего развития. Бывают очень долговечные проекты, есть постоянно востребованные, но самые интересные — самовозобновляющиеся, которые проходят свой путь от начала до разрушения, а затем возникает новый виток, который повторяет процесс на более верхней ступени, проходя те же или несколько иные стадии развития. Наблюдения за рынком рукоделия навели на мысль о том, что определённые стадии проходит и он. Деление на этапы весьма условное, чисто субъективное и наверняка теоретическое. Но я решила, почему бы не поделиться размышлениями?

Первый этап. Начало. Востребованность покупателями. Продукт продаётся хорошо.

Ошибочным будет считать началом просто увлечение человека рукоделием. Ведь он создаёт что-то для себя, а это ещё не рыночные отношения. Они возникают в тот момент, когда рукодельница решает начать продавать свои изделия. Вот появилась площадка для рукоделия. Создалась творческой инициативной группой, объединённой общими интересами. И поначалу соотношение мастеров и покупателей очень даже радовало первых, создавая превышение спроса над предложением. И радовалось сердце мастера восторгу покупателя: «Ах, это свежо, необычно, эксклюзивно, не как у всех!».

Создался свой крепкий союз мастеров и покупателей, возникла дружба между мастерами, общие «посиделки», общие интересы, доброжелательная атмосфера. Но площадка постепенно росла и развивалась. И вот уже предложение вполне соответствует спросу. Вроде всё хорошо, и все довольны. Золотая середина найдена.

И тут начинается второй этап. Быстрый рост. Темпы продаж замедляются.

Число желающих заработать своим трудом уже не просто множится, а растёт в геометрической прогрессии. Увеличивается до таких масштабов, что на одного покупателя приходится тысяча продавцов однотипных товаров. Предложение гораздо выше спроса. И бедные продавцы начинают «танцы с бубном», дабы привлечь внимание покупателя. Соглашаются на любые заказы, вплоть до условий «почти даром, и чтоб сделано было вчера». Пытаются действовать по всем «фронтам»: то конкурс «замутят», то акции с распродажами устроят, то «ширекруги» организовывают, то интересные и не очень публикации пишут, то коллекции составляют со своими работами, пиаря параллельно своих сотоварищей по интересам. Логично возникает вопрос: «А когда мастеру теперь работать?». Если посчитать, то бесконечные телодвижения по постоянному пиару, то бишь различным рекламным кампаниям, отнимает колоссальное количество времени. А мудрые мастера, которые уже заработали себе имя и репутацию за такой большой срок существования на Ярмарке, продолжают работать, тихо про себя посмеиваясь над теми, кто пытается «лапками взбить масло».

Третий этап. Расширение и развитие. Переход продаж из товарного уровня в обучающий.

И приходит нескольким мастерам гениальная идея: если у меня продажи товаров снизились, но появилось определённое число желающих научиться делать, как я, то почему бы мне не заработать на обучении? Чтобы накормить голодающего, надо научить его ловить рыбу. Но что произойдёт, если все поголовно «встанут с удочками»? Мало того, что рыбы на всех не хватит, так ещё и случится перекос по всем остальным аспектам жизни, ибо подобный «голод» — не единственная потребность в жизни человека, которую требуется удовлетворить.

И вот пошёл новый виток идей, как заработать. И хорошо, если мастер-классы действительно стОящие продаются. Но есть же и очень много таких людей, которые, например, едва научившись вязать, пытаются научить этому других, выдавая схему и последовательность вязания одной простейшей салфетки за «мастер-класс». Обратимся к википедии: «Мастер-класс – это оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности». Чувствуете разницу? Совершенствование мастерства для людей, кто уже умеет и уж тем более «азбуку» своего дела знает! Мастер-класс и обучение азам — это абсолютно разные вещи! Для вязальщицы, обладающей навыками вязания, достаточно просто схемы вязания. Мастер-класс здесь может быть только для разбора чего-то очень сложного и необычного, обучения особым хитростям и приёмам, которые изобрёл мастер, своим наработкам. Ну почему некоторые путают категории и понятия? Второй аспект вопроса про мастер-классы: научили, поделились секретами, тем самым добавили новое количество конкурентов себе. И третья сторона: расширение сегмента продавцов, торгующих материалами для творчества. Тут начинается игра на чувствах рукодельных хомяков.

Четвёртый этап развития. Обучение продажам. Товар практически не продаётся.

Крупномасштабное падение покупательского спроса приводит к тому, что всё больше и больше продавцов начинают выискивать способы решения возникшей проблемы. А заодно научить и других — чем не привлечение дополнительного внимания к своему магазину! Постоянные статьи, советы, рекомендации, тренинги, коучинги.

«А секреты-то есть»?; «Ну дайте, пожалуйста, ключи от продаж!»; «Поделитесь своим опытом!» — плачут мастера, не успевшие наработать своих клиентов и буквально тонущие в океане таких же работ, как у них. Способы-то есть, наверняка. И они действительно работают, только подходят далеко не каждому. Да и хитрые мастера, поделившиеся волшебным рецептом, приберегают секретный ингредиент для себя. Поэтому я скажу, что универсальных рецептов нет. Каждому подойдёт что-то своё. И это самое «своё» нужно ещё постараться найти. Это как с таблеткой от головной боли: кому-то анальгин помогает, а кому-то нет. Проблема у всех одна, а её причины могут быть разные, как, впрочем, и восприятие организма.

И не верьте платным тренингам, обещающим помочь заработать миллион. Заработают только организаторы этого тренинга.

Пятый этап. Перенасыщение.

А теперь возникает самая интересная ситуация. Помимо того, что конкуренция в рукоделии становится огромной, просто необъятной, наступает пресыщение самого постоянного покупателя. Ведь чем отличается Handmade от массового производства товаров? Единичностью, уникальностью, оригинальностью и самое главное — избирательностью покупателя. Это не продукты, потребность в которых ежедневная.

Ну купили одну необычную сумочку, ну две, ну три… Всё! Не износить нам сотни однотипных свитеров, не подарить в десятый раз колье любимой, не поставить второй шкаф для рукоделия в уже тесной комнате. Кому надо было — уже купил, а кто не купил — тому и не надо.

Хорошо мыловарам! Закончилось понравившееся мыло — снова купим, да ещё и продегустируем появившиеся новинки.

«Это всё – общие слова! А конкретика с цифрами где?» — А поможет ли конкретно Вам эта конкретика? Ведь все занимаются разным делом, если приглядеться, используют различные жизненные и маркетинговые принципы, верят или не верят в абсолютно разные понятия.

А конкретика в мнениях мастеров: спрос сильно уменьшился, даже эффективность ежегодной «Формулы рукоделия» отличается от мероприятий предыдущих лет, реальный уровень продаж гораздо ниже ожидаемых.

Шестой этап. «Отпочковывание».

Находятся мастера, которые продолжают видеть перспективы своего развития. И тогда они, вероятнее всего, покидают «насиженное место», с головой уходя в развитие своего бизнеса, который превращает работы этого мастера из категории «Handmade» в категорию «Промышленные масштабы производства». Главные отличия: уменьшение доли ручного труда, замена его части (или всего процесса) автоматизированным производством, привлечение наёмных работников, значительное увеличение производства продукции в единицу времени. Всё! Мы потеряли сотоварища, своего коллегу «по цеху». Вышел из рядов хэндмейеров. И пусть ему повезёт, и дело окажется удачным и пойдёт, как по рельсам!

Но ведь далеко не каждый вид рукоделия можно «поставить на эти рельсы». Как, скажите, увеличить производительность труда в плетении кружев коклюшками? Никакой автоматизации, ускорения, разделения производственных процессов.

Да и бизнесменом далеко не каждый может стать. А когда любимое дело становится рутиной, останется ли оно любимым?

Если же оставаться на рукодельном поприще, то назревает необходимость глобальной модернизации. Нужен новый вид творчества! Неизведанные просторы! Ну или хотя бы новое направление в известных видах рукоделия. Чего бы такого придумать, чего нет у всех? А что у других есть вообще? Идеи витают в воздухе. Только я придумала броши в виде букетиков цветов, именные в виде букв или в виде знаков гороскопа, как наткнулась на то, что мои идеи уже кто-то воплотил. Но я же мониторила специально: не было ничего подобного. Вот только не успела, опоздала по времени. Как опередить время? Как оказаться впереди всех? Как прыгнуть выше головы? Есть кое-какие идеи по этому вопросу, могу поделиться, но в следующей публикации.

А главную-то тенденцию заметили? Зарабатывает тот, кто всё-таки достаточно много работает. Хорошо зарабатывает тот, кто вносит рацпредложение и придумывает новый способ зарабатывания. Значит, будем продолжать трудиться, искать идеи дальше, сочетать несочетаемое, расширяться, придумывать новые способы продвижения товара. И вот тут нам в помощь производители товаров для творчества, изобретающие новые виды материалов! А знаменитые и успешные мастера, те, кто успел сделать себе имя, продолжают сидеть и тихонечко посмеиваться над остальными. Ведь главный свой секрет они не раскрывают. Может, секрет кроется в имени Мастера? Имя мастера — это наше всё! Но и тут получается замкнутый круг: чем большее количество мастеров, тем сложнее это имя заработать. Бренд — он на то и бренд, чтобы отличать мастера от других подобных.

И к чему же мы пришли в результате? Наверное, рынок рукоделия почти прошёл свой полный цикл. Пора начинать всё заново? Получится дружно начать новый «виток»?

Как-то получилось вопросов больше, чем ответов. Ну тем и лучше. Может, кого-то мои размышления натолкнут на определённые мысли.

Источник