«Арктофилия начинается с потери сна и аппетита»
Во всем мире движение арктофилов (от греч. «арктос» — медведь и «филос» — любитель) за последние 30 лет приобрело масштабы эпидемии — медвежьих коллекционеров там сегодня гораздо больше, чем филателистов. Об особенностях собирания мишек рассказала арктофил с 15-летним стажем Ирина Кадченко.
Мишка должен быть особенным
Медведя, положившего начало ее коллекции, Ирина сегодня уже не помнит, когда и как пришло решение собирать плюшевых косолапых – тоже. Скорее всего, конкретного момента просто не было.
— Арктофилия подкрадывается незаметно, — говорит Ира, — просто страсть к мишкам постепенно растет и крепнет в вашей душе. А потом вдруг человек, который еще вчера жил себе спокойно, при взгляде на Тедди теряет сон и аппетит.
Так случилось и с нашей героиней. Уже будучи студенткой университета, она вдруг заметила, что плюшевые мишки нравятся ей куда больше остальных игрушек, подаренных друзьями и поклонниками. Соответствующие выводы были сделаны, а окружающие – поставлены в известность. После этого количество медведей в доме стало расти на глазах. — В этом была моя ошибка, — признается Ирина. — Любой уважающий себя арктофил знает: в плюшевой коллекции главное не количество, а качество. Чтобы вызывать в душе трепет, а во взгляде — умиление, мишка должен быть особенным. Раритетным, дизайнерским, смешным или значимым именно для вас – неважно. Главное – он должен чем-то отличаться от сотен своих собратьев, рядами сидящих на полках игрушечных магазинов.
Вместе с озарением Иру посетила решительность. Экземпляры, не соответствующие строгим критериям эксклюзивности, были недрогнувшей рукой розданы подругам. Дома остались лишь самые дорогие сердцу.
Потапыч и все-все-все
Сегодня в коллекции Ирины около сотни приятных на вид и ощупь плюшевых раритетов, у каждого из которых – своя история. Так, пару десятков мишуток – «иностранцы», приехавшие в Днепропетровск из разных уголков мира. Некоторых Ира купила сама, остальных привезли из дальних странствий друзья.
— Этот маленький грустный медвежонок – из Швеции, вон на ухе и ценник в кронах остался, — рассказывает Ира. — Этот, с хулиганистой мордочкой, родом из Амстердама. Медведь в форме автогонщика куплен в Стамбуле, когда там проходила «Формула-1». А пушистого желтого мишку из Парижа можно надеть на руку и показывать кукольные спектакли – им обожают играть мои гости.
Некоторые экземпляры вполне могут принести практическую пользу – например, медвежонок-брелок или мишка-подушка. Есть и специальный «сонный» Тедди – одетый в пижаму, домашние тапки и держащий в лапах… еще одного, крошечного мишку.
Самый ценный с исторической точки зрения экземпляр, которому как минимум полвека, Ирине подарила ее бабушка. Этого большого, угрюмого на вид медведя из черного, потертого плюша из уважения к возрасту называют по отчеству – Потапыч.
А с одним медвежонком, самым обычным на вид, связана трогательная история. Жалобный взгляд его стеклянных глаз однажды прямо-таки остановил Иру среди магазинчиков подземного перехода. Грустного вида зверь, непонятно как оказавшийся на витрине с носками и колготками, безмолвно умолял о спасении.
— Я же не каменная, пришлось купить.
Необычное хобби влияет и на повседневную жизнь. Помимо коллекционных игрушек, дома у Ирины полным-полно вещей на «заданную тему». Это мыло и заколки в форме мишек, чашки и постельное белье с портретом Тедди. На холодильнике – медвежата-магниты, на столе – съедобный мишка из венгерского музея марципанов…
— Стоит ли говорить, что в мобильных телефонах большинства друзей я записана как Ира Медведик! — смеется девушка.
За что мы любим мишек
Психологи давно пытаются разгадать феномен популярности плюшевых мишек. Одно их самых распространенных объяснений – их схожесть с младенцами. Специалисты утверждают, что пропорции игрушечных медвежат и новорожденных почти одинаковы. Именно это вызывает у женщин прилив положительных эмоций и ассоциируется с нежностью и заботой. Эту теорию отчасти подтверждает и упорное нежелание многих мужчин выложить по просьбе любимой кругленькую сумму за «мешок из плюша, набитый опилками».
Есть и другая версия. Дело в том, что Тедди в свое время стал первой игрушкой «унисекс» — в него, в отличие от кукол, не зазорно было играть не только девочкам, но и мальчикам. С тех пор для большинства детей плюшевый медвежонок – это лучший друг, надежно хранящий доверенные ему тайны и мечты. Неудивительно, что, став взрослыми, мы воспринимаем уютную игрушку как символ психологического комфорта, любви и защиты.
Впрочем, Ирине, как и любому настоящему арктофилу, все эти научные изыскания ни чему. «Мишкоманы» и без того знают: культовой игрушкой Тедди стал отнюдь не случайно. Все дело в его неотразимом плюшевом обаянии и волшебной способности делать нас счастливее.
Арктофилия – явление интернациональное. В мире насчитывается несколько сот тысяч коллекционеров Тедди, специально для них выпускаются ограниченные партии игрушки. Известный лондонский аукцион Christie’s периодически проводит особые торги, на которые выставляются лишь плюшевые мишки. Самым дорогим медвежонком в мире стала «Девочка Тедди», выпущенная фирмой «Штайфф» в 1904 году, которая спустя 90 лет была продана с аукциона за 110 тысяч фунтов стерлингов.
— В моей коллекции среди десятков медвежат сильного пола тоже есть одна мишка-девочка: в вязаном розовом платье с кокетливым капроновым бантом на голове, – говорит Ира. — И пусть моя «Девочка Тедди» не может соперничать со знаменитой англичанкой в цене, я все равно ее очень люблю!
В 1964 году в Великобритании был открыт первый музей плюшевого мишки. Сейчас в мире существует около 20 «медвежьих» музеев, в которых Тедди можно увидеть в образах знаменитостей – Мерилин Монро, Альберта Эйнштейна, Элвиса Пресли, королевы Елизаветы и т.д.
О приключениях игрушечного медведя написано около 400 книг, сложено более 80 песен, снято 50 мультфильмов.
На пике моды – «мишка замусоленный»
Мода на мишек со временем меняется. Например, сто лет назад ценились экземпляры с подвижными лапами и головой. Потом был бум на механических и музыкальных медведей. Затем мир сошел с ума от мишек в униформе — школьников, моряков, пожарных. На облике Тедди отражались и резонансные общественные события. Например, после гибели «Титаника» была выпущена ограниченная партия черных траурных мишек.
В наше время наряды для мишек не стесняются шить такие модные дома, как Hermes, Dior, Louis Vuitton. В народе сейчас популярны Тедди с эффектом «замусоленности».