Первая Коллаборация Тедди: «Наша сила — в объединении!»
Этот мишка разрабатывался и шился в прямых эфирах Инстаграма двумя мастерами, получалось спонтанно, страстно, с энтузиазмом, и конечно, необычно.
Наталия Шепель предложила мастерам сделать совместное интервью, рассказать всем о замысле этого проекта и его реализации. И вот что получилось…
Энциклопедия Мишкоделия (ЭМ): Недавно вы реализовали в Инстаграм новый, первый в своем роде, проект «Коллаборация Тедди». Расскажите нам о сути проекта.
Ирина: Мы решили сделать проект по созданию одного медведя двумя художниками, от рождения идеи через реализацию на глазах зрителей до финальной точки — обретения медвежонком дома. Весь проект демонстрировался в совместных эфирах — каждый его этап.
Настя: Да, именно так, проект, в котором творчество выступает в чистом виде, без примеси. Для меня суть проекта в том, чтобы люди захотели творить, ориентируясь на себя, свое внутреннее я.
Ирина: Параллельно с основной задачей мы затрагивали и обсуждали темы, которые влияют на творчество любого человека: мы говорили о живописи и художниках, поднимали вопрос приятия и не приятия современного искусства. Мы говорили о чем-то совершенно не связанным с миром Тедди, тем самым расширяя горизонты творческих фантазий и поисков.
ЭМ: А как возникла идея такого проекта, что послужило отправной точкой?
Настя: Отправной точкой для меня послужил наш с Ирой разговор. Я сказала что-то вроде: «И вообще, надо всем вместе медведей шить: один ногу, другой голову». Мы начали это обсуждать, ну и понеслось…
Ирина: Да, проект был придуман нами спонтанно в ходе личной беседы, просто захотелось в пику довлеющего маркетингового веяния и плагиата в сфере Тедди сделать нечто совершенно из другой области — из области истинного творчества.
ЭМ: Действительно, надо признаться, что в Тедди-движения сейчас есть такие тенденции, много однообразных работ можно увидеть в Интернете. Часто задумываюсь именно о творческом подходе к созданию мишки, где же философия? В каждом медведе должна быть изюминка, своя история или просто штрих… Хотя, говорят, что красота — в глазах смотрящего… Вы сказали, что идея коллаборации появилась в личной беседе, значит вы давно знакомы и встречались не только в Инстаграм?
Ирина: Нет, мы с Настей не встречались лично, вернее мы пересеклись с ней на выставке «Хелло, Тедди!», но тогда не познакомились. Настя взяла мою визитку и потом зашла ко мне в профиль. Дальше мы общались только в Инстаграм, здесь же родилась идея проекта. Если возникала необходимость обсудить визуальные моменты, мы звонили друг другу по видео-чату. В общем, всё делалось удаленно.
ЭМ: С чего вы начинали в техническом плане, было сложно использовать для этого Инстаграм?
Настя: Начали с плана эфиров, потом был подбор материалов. Инстаграм использовать было максимально удобно, не считая моего плохого интернета.
Ирина: Сложностей особых не было, так как проект изначально был задуман для формата Инстаграм. Мы составили поэтапный план, сценарий, график, разделили роли. У нас была готовая структура, мы придерживались ее и сложностей не возникало… Ну, за исключением форс-мажоров и человеческих факторов, но это нормально, мы живые люди.
ЭМ: Вы выбрали образ мишки, опираясь на рисунки Мэрилина Мэнсона. Почему именно такой выбор?
Настя: Я выросла среди мальчиков, играющих на гитарах и художников, все они слушали Мэнсона, Бурзум, и прочий «тяжеляк». Я тоже начала слушать, а потом поняла, что Мэрилин мой идейный вдохновитель, начала интересоваться его живописью… С тех пор прошло семнадцать лет, но я до сих пор обращаюсь к творчеству и имиджу музыкантов за вдохновением.
Ирина: От себя хочу сказать, что выбор образа был не так важен, потому что основная идея проекта была именно в соединении двух авторов в одной работе, это и есть суть коллаборации. Рисунки Мэрилина Мэнсона, их выбор, стали наглядным примером того, из чего может появиться идея, из которой потом разовьется образ медведя… Это мог быть и чайник на плите или вчерашний закат. Рисунки Мэнсона просто лежали в папке у Насти… Даже не знаю, почему они у нее лежали, но нас обеих они зацепили. Однако, сильной эмоциональной нагрузки мы в них не вкладывали. Мы взяли от них цвет и линии.
ЭМ: Могу сказать, что в посте о мишке, который я увидела в Инстаграм моей подруги Инессы Дэшнэр, как раз первой была фотография рисунка, тогда я не знала его автора. На рисунке было изображено лицо человека в необычной палитре, человек этот страдал, был в отчаянии. Первая моя мысль: и это в ленте о медведях?!.. Начала читать, даже вчитываться и, наконец, уловила смысл… Да, под вечер я торможу:) В общем, мне понравилось всё — и идея, и процесс, и воплощение — мишка. А потом понравились и рисунки Мэнсона, как ни странно. Дрожь от них до сих пор, но что-то в них есть пронзительное, боль и правда жизни. Не каждый позволит себе положить такое на бумагу! Кстати, в Инстаграм я увидела, что вы любите рисовать, и это у вас хорошо получается. Расскажите немного об этом увлечении.
Ирина: Я увлеклась рисованием задолго до занятия медведями Тедди, да в общем-то с рождения я хорошо рисую. Поступала в художественное училище, но проучилась один семестр, и пришлось бросить по семейным обстоятельствам.
Настя: Я рисую с трех лет, это часть моей жизни. Меня успокаивает живопись.
ЭМ: Как вы создавали выкройку мишки?
Ирина: Предварительно мы сделали эскиз мишки, то есть «нашли» его на бумаге, потом рассчитали пропорции и самостоятельно, отталкиваясь от собственного опыта, придерживаясь рисунку отрисовали выкройку, она не такая сложная — голова почти «классическая», лапы более фантазийные, они разной длины, а их изгибы соответствуют эскизу. Это было не сложно.
Настя: Да, это было не очень сложно. Ира отрисовала голову, лапы, я тело, мы смотрели на эскизы друг друга и корректировали результаты.
ЭМ: По пошиву деталей у вас была жеребьевка, это интересный прием. Вы были довольны ее результатами?
Ирина: Да, жеребьевка всегда уравнивает шансы, а значит способствует справедливости. Каждому что-то интересненькое досталось: мне голова и лапы, а Насте маленький медвежонок и туловище.
ЭМ: Было ли вам интересно шить медведя в прямых эфирах? Какие были эмоции?
Ирина: Конечно интересно, от эфиров всегда особые эмоции: сначала очень страшно и волнительно, потом приятные эмоции от реакции зрителей и вообще от самого действа. Вообще, важным фактором в этом проекте были зрители, они нам писали отзывы, они ждали следующих эфиров, их интерес и вовлеченность в проект вдохновляли нас на продолжение.
Настя: Мне всегда интересно шить в эфире. Было весело и уютно.
ЭМ: Как вы реализовывали цветовую гамму мишки — это был готовый цвет, или вы окрашивали шкурку?
Ирина: Подбору материала мы посвятили отдельный эфир, мы выбирали уже готовый мохер из того накопившегося ассортимента, что был у нас дома, опять же придерживаясь цветовой гаммы эскиза.
Настя: Да, и потом немного затонировали медвежонка акварелью.
ЭМ: Меня «зацепили» в этом мишке два фактора. Первый из них — цвет! Мне он показался как-бы нарисованным акварелью по воде. Помню, в детстве у нас были уроки рисования, на которых мы рисовали осенние листья. Мы брали бумагу, обильно смачивали ее водой и наносили мазки кистью. Акварель растекалась, получались такие сказочные пятна. Тогда я чувствовала себя настоящим художником, всё получалось быстро и красиво:) И про второй фактор, который мне понравился — это несимметричность, особенно выраженная в лапах, как вы и сказали выше — лапы у мишки разной длины. Есть в этом что-то незавершенное, выходящее за рамки обыденного, глоточек свободы… Но вернемся к самому объекту проекта: у вашего мишки есть оригинальный друг с аксессуаром. Чья это идея и чье воплощение?
Ирина: Да, у него есть друг — медвежонок с котиком. Кажется, его придумала Настя в процессе мозгового штурма, сложно вспомнить… На рисунках Мэнсона у некоторых персонажей в руках тоже есть игрушка. А вот аксессуар в руках у друга мишки, котик, это точно идея Насти.
Настя: Идея сделать мишку-аксессуар, наверное, принадлежит Ире, я, если честно, не помню. Реализация моя.
ЭМ: Вот это и есть настоящая коллаборация! Вы фактически слились в одного художника в процессе творчества, даже не помните, где чья идея… Да, проект в форме коллаборации предполагает сотрудничество, хотя в основном мастера медведей Тедди борются за свой индивидуальный стиль и больше соревнуются друг с другом, чем сотрудничают. Как вы относитесь к соревнованию, конкуренции и как к сотрудничеству, что, по вашему мнению, более плодотворно для общества в целом?
Ирина: Лично мое мнение — невозможно однозначно сказать и выбрать одно верное в этом. Это как выбрать «черное или белое» или «волк или заяц». Должно и будет всегда присутствовать и соревнование и сотрудничество. Просто сейчас перевес в пользу первого — что и подстегнуло нас на создание первой коллаборации в мире Тедди.
Настя: Я думаю, если личность сильна, у нее просто не может отсутствовать свой стиль, не надо ни за что бороться, надо просто нести в мир маленькие послания, которые выражаются через медведей, живопись, одежду. Для меня мой стиль это совокупность моих взглядов на природу, людей, политику, это выражается в работе. Надо просто понимать что и для чего ты делаешь, а не слепо следовать за кем-то. Соревнования не люблю, конкуренция есть в нашей жизни, но в своей жизни я ее отрицаю, потому что она редко порождает здравые мысли, лишь когда человек обращается к самому себе и с самим собой в гармонии он может творить. Так что я за сотрудничество.
ЭМ: Мне тоже больше импонирует сотрудничество. Знаю коллективы, составные части которых начинали конкурировать друг с другом, решать, кто первый. В результате — развал всего дела. Это если говорить про корпорации… А у художника, на мой взгляд, конкуренция порождает сильное внутреннее напряжение, не дает свободно течь энергии, купирует мысли и вдохновение. В таких условиях сложно глубоко раскрыться. А как вы назвали мишку, который родился в ходе проекта и как сложилась его судьба?
Ирина: Упс!.. Кажется мы его не назвали. Мы решили подарить этого мишку всем своим зрителям и друзьям, сделали розыгрыш и в процессе жребия мишка обрел дом.
Настя: Да, у мишки нет имени, он попал в руки к девочке Вике, она очень хочет начать создавать Тедди, но пока не решилась. Может быть, наш совместный медведь поможет ей сделать первый шаг, и это будет супер!
ЭМ: В целом, вы довольны реализацией проекта? Что нового привнес этот проект в ваше творчество?
Настя: Я довольна проектом, было увлекательно, он привнес в мою жизнь порядок и сумасбродство одновременно, потому что я занималась им параллельно со своими заказами и своим главным проектом.
Ирина: Конечно довольна, самые положительные эмоции. Я перестала бояться прямых эфиров, приобрела опыт создания фантазийного мишки, это было не свойственно для моего творчества.
ЭМ: Какие у вас планы на будущее? Что нам всем нужно делать, чтобы Тедди-движение в России развивалось и крепло?
Ирина: Нам нужно делать всё тоже самое и чуточку больше. На данный момент Тедди- движение в России и так уже достаточно крепкое, наши мастера одни из лучших в мире, об этом я могу судить и делать выводы, посещая международные выставки. И хочу заметить, что все этапы нашего проекта помещены в Инстаграм под хештегом #тедди_коллабрация_1, все желающие могут проследить весь процесс. И, следовательно, изменив цифру на 2, 3 и так далее, могут продолжить эту традицию. Лично я буду продолжать, сейчас пройдут две выставки мишек, к которым я готовлюсь, а потом снова — коллаборация. Это саморазвивающаяся идея, главное — начало положено.
ЭМ: Да, ваша с Настей коллаборация действительно первая в мире Тедди. Возможно, были и раньше мастера, которые объединялись для совместного творчества, но ваш проект прошел практически в прямом эфире. Мы все могли видеть не только его результат, как это бывает, когда авторы объявляют свои работы совместными, но и сам процесс. А в процессе очень важно общение, обмен мнениями, подзарядка друг от друга, тогда он превращается в настоящее действо.
Настя: Что нам нужно сделать для Тедди-движения? Думаю, нам надо быть сплоченнее и добрее друг к другу. А о планах… Я бы пошутила, что хочу стать знаменитой, или завоевать мир, но это банально. Так что скажу следующее: с семи лет я мечтаю основать свой бренд одежды и выпускать моно-продукт, допустим куртки.
ЭМ: Я тоже за совместное движение в любом его проявлении, думаю, это придаст медведям Тедди больше популярности в нашей стране. Исторически сложилось, что плюшевый мишка для наших соотечественников — игрушка детства, которое проходит… Хочется, чтобы в медведе видели символ нежности и взрослые. Именно нежности друг к другу нам сейчас не хватает. Поэтому я всегда радуюсь, когда вижу в интернете проекты, направленные на совместное творчество, такие, как этот. Давайте вместе вспомним моменты Первой Коллаборации Тедди.