В каждой второй статье пишут, что снимать при солнечном свете самый лучший вариант. И пересматривая результат очередной фотосъемки, стоит заметить, что наиболее выигрышными (у нас по крайней мере)получаются фотографии на улице, когда солнце только только встает или наоборот заходит. Так называемые «два золотых часа» фотосъемки… А вот при освещении недорогой энергосберегающей лампой фотографии получаются, скажем так, не очень…
Но поскольку я теоретик, я всегда стараюсь найти объяснение каждому факту или совету. Вот, что я нашел (эта статья скорее информативная, практики тут нет).
Как я уже писал, наш взгляд имеет способность анализировать и обобщать то, что мы видим. То есть, если мы знаем, что цвет белый, мы видим, что цвет белый. На самом деле это не так, поэтому техника, коей является наш фотоаппарат, фиксирует отттеннок именно таким, какой он есть на самом деле.
И если ваш фотоаппарат снимет в режиме RAW, выдавая сырую матрицу, есть шанс выправить баланс белого в фоторедакторе. Если в режиме JPG, когда фотоаппарат сам обрабатывает кадр и выдает нам конечный результат — все грустно и сложно.
За оттенки на кадре отвечает балланс белого, но об этом я позже напишу, сейчас расскажу о спектрах разных источников освещения и сразу станет ясно почему солечный свет идеален. Ну, с точки зрения цветопередачи, конечно.

Схема спектра солнечного света:

То есть газы и разные элементы, которые присутствуют в короне солнца светятся и полностью заполняют спектр — как видимый, так и в ультрафиолетовом участке.
Для нас это означает, что так как спектр равномерный и без провалов, любой предмет, освещенный солнечным светом будет восприниматься техникой как одинаково интенсивный, соответственно и цветопередача будет наилучшей. Конечно стоит учитывать настройки камеры, которые тоже вносят свою лепту в этот творческий процесс, но если цвет изначально без «примесей», то и работать с фотографией и настройками будет легче.

Далее фотовспышка. В колбе используют газ ксенон, спектр которого выглядит вот так:

Видим, что спект тоже линейный, есть небольшие провалы, но они незначительны, так что принято считать, что спект условно линейный. Холодную синюю часть спектра отсекают специальным желтоватым покрытием (наносят на колбу вспышки). Поэтому профессиональные вспышки и принято считать колориметрически корректным источником света.

Лампа накаливания. Как ни странно, но эти лампы тоже дают ровный, неприрывный спектр.

Проблема в том, что здесь превалирует красно-желтый участок спектра и явно не хватает синего. Наши глаза быстро адаптируются и компенсируют этот недостаток, а фотоаппарат фиксирует все так, как есть на самом деле. Частично компенсировать это можно в фоторедакторе, сдвинув все цвета в холодную часть спектра.
Итак, эти три источника света дают ровный линейный спектр и сохраняют пропорции цветов в целом, хотя и могуьт сдвигаться в теплую или холодную область. То есть цветовая температура почти полностью характеризует оттенок и цветопередачу при фотосъемке. И в  это случае мы можем такой «сдвиг по спектру» компенсировать настройками балланса белого при съемке (в режиме jpg) или при постобработке (в режиме RAW).

Теперь о  рассмотрим дешевую энергосберегающую люминесцентную лампу:

И как вам? Нет, цвета тут все-все присутствуют и при наложении дают белый цвет с точки зрения глаза человека. А техника фиксирует то, что «видит» — провалы, затемнения в узких областях и наоборот, высветление в ярких учатках спектра. Кстати, поэтому так часто при освещении люминисцентными лампанм хорошо видны дефекты — градиента переходов практически нет, зато есть резкие перепады по интенивности.

Возьмем энергосберегайку подороже:

Как бы получше немного, но провалы все равно есть (в этих областях цвет будет сто процентно искажен), градиента переходов цветов практически нет (итог — резкие перепады в интенсивности и оттенках). Тут даже настройка ББ не поможет.
И это еще не все. Такие лампы, в силу своих характеристик, питаясь переменным током, очень часто «моргают» в большей или меньшей степени. Эффект от этого тоже неприятный — ББ зачастую прыгает от кадра к кадру. Просто потому что выдержка короче периода пульсации и камера захватывает момент угасания свечения, что сильно искажает цвет.

Светодиодные лампы:

В целом спекр линейный. Есть небольшой провал, но он незначителен. Еще один плюс — светодиодные лампы работают от постоянного тока, а значит свет постоянный, без скачков ББ и цветоввых искажений.
Вот так. Это конечно очень коротко, более подробно можно найти уйму информации в интернете, особенно по светодиодным лампам, по спектру и температуе света. Но я не прфессиональныйфотограф, просто стараюсь создать условия для создания фотографии с точной передачей цвета.
Повторюсь, здесь я писал только об одном очень важном факторе — об источнике света. Оттенки и цвета на фото зависят от нескольких факторов (те же настройки камеры), но гораздо проще и удобнее работатьс с фотографией, на которой хотя бы свет не дает погрешностей.
И напоследок:
снято под энергосберегающей лампой:

при солнечном свете:

 

 

Источник