Удивительные птицы-броши от Юлии Гориной

Ее красочные трепетные птицы в буквальном смысле «разлетаются» как горячие пирожки — наверно, нет в российском творческом пространстве человека, не знакомого с искусными работами Юлии Гориной. В своих изысканных украшениях, очаровательных авторских игрушках и художественных куклах она соединяет и мастерство, и индивидуальный взгляд дизайнера, и целую жизненную философию.

О том, как бороться с плагиатом, за сколько секунд состоялась самая быстрая продажа и как «накормить» мозг впечатлениями рассказала Юлия на страницах журнала «Ярмарка Мастеров».

— Юлия, Вас по праву можно назвать «старожилом» Ярмарки Мастеров — Вы с нами уже более 7 лет! Помните ли свой первый день на Ярмарке, первую продажу и покупку?

— Честно? Не помню. У меня вообще с памятью сложные отношения, постоянно объясняю это ученикам и заказчикам, чтобы они не стеснялись в случае чего напоминать, но подозреваю, что они воспринимают это как кокетство. Зато я хорошо помню свои впечатления, как сомневалась перед регистрацией на сайте: достойна ли я, чтобы ко мне обращались как к мастеру, достаточно хороши ли мои работы, чтобы их продавать и т.д. Но борьба со скромностью прошла успешно — и вот я тут! Ура!

— У Вас творческая семья? Где Вы росли, чем увлекались в детстве? Всегда знали, что пойдете по пути творчества и дизайна?

— Мою семью сложно назвать творческой. У мамы с папой самые офисные профессии, какие только можно придумать, но от папы мне досталось умение рисовать и задатки инженера, страсть к чему-то неземному (недавно он сам сконструировал и построил на даче обсерваторию с вращающимся куполом, я им очень горжусь!), а от мамы мне досталось врожденное чувство стиля и гармонии. Она — мой главный консультант в этом плане. Еще один мой главный консультант — любимый муж, он у меня тоже творческий человек, фотограф. Я знаю, что не всегда вторая половина разделяет страсть к увлечениям супруга, но нам повезло: мы всегда можем обратиться друг к другу за советом и поддержкой.

В общем-то, больших сомнений на счет профессии у меня никогда не было, но быть свободным художником мне не хотелось по той причине, что это всегда ассоциировалось в моем представлении с какой-то неряшливостью, нестабильностью. Поступая в институт, я мечтала стать каким-нибудь ведущим дизайнером интерьеров. Институт сильно поменял мои представления о жизни, разбил честолюбивые иллюзии, зато дал хороший пинок к самостоятельному творческому развитию.

— Не так давно вместе с радостным событием — свадьбой — произошел Ваш личный «ребрендинг» :) Заказчики не испугались, куда пропала Юлия Севастьянова, ведь на тот момент Вы уже были известным мастером именно под этой фамилией?

— Конечно, путаницы избежать не удалось. До сих пор по сети гуляют подборки работ «Юлии Севастьяновой» (причем, иногда среди них есть и новинки магазина, что не может не удивлять), а люди в комментариях спорят о том, кто автор. Но лично я сама со своей новой фамилией сроднилась довольно быстро, наверно потому, что довольно долго примеряла её к себе ))) В любом случае, меня все еще можно найти по неизменному нику fly-fenix, который со мной с самых первых дней в сети.

Все свои работы Вы выполняете по авторским выкройкам, кое-где используете собственные наработки и приемы. И работы Ваши настолько выразительны и привлекательны, что неудивительно, как много людей пытается повторить их, сделать нечто «по мотивам».
Как бороться с плагиатом, надо ли вообще как-то с ним бороться? Какой философии Вы придерживаетесь на этот счет?

— У меня было семь лет подумать над этим вопросом ))) И вот к какому выводу я пришла: плагиат всегда наносит вред только тому, кто им занимается. Осознание пришло не сразу. Сначала я пыталась как-то бороться, взывать к совести, но это совершенно бесполезный труд и потеря времени. Более того, обратите внимание как со стороны смотрится автор, который начинает «призывать общественность к осуждению». Это поведение совершенно не соответствует представлению заказчиков и поклонников о творце, как об окрыленном, вдохновленном, возвышенном создании.

Если вы автор начинающий, то ваша перебранка с плагиатором похожа на ссору рыночных бабок, а если вы уже автор с именем, то еще хуже: вы смотритесь как махина, пытающаяся раздавить неугодных, делающих свои первые робкие шаги в рукоделии.
И не важно, что вы сотню раз правы — это смотрится именно так. Взывать к совести человека, который в принципе не осознает, чего же такого плохого он сделал, — невозможно. Он еще не создал свою первую уникальную вещь и не представляет, каково это. Для него творчество — это неуклонное повторение пунктов в написанном кем-то мастер-классе, а ваша работа — тот же мастер-класс, только в стиле «догадайся сам». Вот он «догадался», а вы, вместо того, чтобы его похвалить за труд (по его мнению), почему-то запрещаете ему это делать, запрещаете заниматься «творчеством». Отсюда и знакомые всем высказывания: «да я такое еще в 6 классе делал», «а зачем тогда в интернет выкладываете?», «можно подумать, вы и фильмы покупаете, и музыку не скачиваете с интернета» и т.д.

Бороться с плагиаторами не нужно (за редким исключением) еще и потому что:

вашему плагиатору и так постоянно будут напоминать, что он не оригинален. «Добрые люди» спутают его с вами на выставке и назовут вашим именем, напишут нелестный комментарий в сети и без вашего участия. Потому что людям тоже неприятно, что их обманывают. А плагиатору рано или поздно надоест быть вашей тенью;
есть шанс, что человек однажды создаст что-то оригинальное и к нему придет осознание;
ручная работа — не предмет первой необходимости. Ценность ручной работы в ее уникальности, и, выбирая между двумя работами: копией и оригиналом, покупатель в первую очередь смотрит не на цену, а на качество и, если хотите, на бренд — имя автора. Исключения, конечно, возможны, но не настолько, чтобы отменить правило.
Есть две вещи, которые вы реально можете сделать для борьбы с плагиатом: во-первых, постоянно создавайте что-то новое! Так вы покажете всему миру, кто тут «локомотив», а кто «прицепные вагоны», а, во-вторых, начните уже покупать фильмы, музыку и программы. С современными технологиями это стало намного доступнее, а удовольствия вы получите гораздо больше! Проверено на себе :)

 

— Как Вы считаете, во что в первую очередь должен вложиться новичок, чтобы стать успешным во всех смыслах мастером? Какие инвестиции принесут наиболее ценные плоды; на чем точно не нужно экономить?

— Если говорить о финансовых инвестициях, то это в первую очередь материалы и инструменты. Покупайте сразу хорошие, не думайте, что вы сейчас купите абы что, а вот потом, когда заказов будет очень много, вы позволите себе качество. Нет, если качества не будет изначально, то и заказы будут от раза к разу. Конечно, потренироваться можно и на «старых наволочках», но такая вещь никогда не должна идти на продажу за любую цену, ну разве что наволочка кружевная и ей более 100 лет :)

А вот если говорить о вложениях времени, тут все намного сложнее. Для начала, пожалуй, надо нарастить опыт, иметь очень много практики, чтобы создать качественный ассортимент, когда к вам в магазин придут первые посетители. Впрочем, можно начать и плавно, с трех работ. Тогда не стоит ожидать, что покупки пойдут валом, одна-две в месяц. Зато это время можно будет потратить на создание ассортимента. И, да, не стоит скромничать, пряча от людей информацию о себе. Они имеют право знать, из чьих рук получат свою очень особенную вещь.

Что точно не стоит делать: писать всем и каждому, активно призывать что-то у вас купить, затаскивать в свой магазин. Никто не любит навязчивой рекламы.

 

— В работе Вы шьете, вышиваете, занимаетесь росписью, используете много различных материалов. Как Вы подходите к их выбору?

— Я не стесняюсь проконсультироваться у более опытных мастеров. Как правило, каждый известный в своей области мастер уже накопил достаточно опыта работы с теми или иными материалами, знает, как они могут себя повести, а еще он знает, где их можно приобрести чуть дешевле при том же уровне качества. Чаще всего этими знаниями делятся потому, что все понимают, что увеличение спроса на какой-либо вид материала сделает его поставки более частыми, а цену, соответственно, более доступной.
Исключение могут составить материалы уникальные: необычная, выделяющая мастера фурнитура или редкий единичный товар, например, антикварные кружева. Таких поставщиков постараются спрятать. Тут уже придется пустить в силу всё свое шпионское обаяние и потратить время на «изучение предмета».

— Есть ли у Вас свои персональные рекорды (скорость вышивки, количество птичек в месяц и пр.)?

— Да рекорды это практически стимул всей работы ))) Одно собирание «лайков» чего стоит! Все за ними следят, хоть и стесняются в этом признаться. У меня есть рекорд продажи работы с момента появления в магазине — 4 секунды (а через 6 секунд пришел второй заказ на эту же работу). Есть рекорд набора заказов на месяц — пять минут. Еще я три раза номинировалась на работу дня и в третий раз, как оказалось, наиболее удачно. А вот что касается скорости шитья, тут наоборот. Ну, может быть, крылышки я теперь шью побыстрее, все же опыт играет свою роль, но усложнение всего процесса приводит к тому, что птички рождаются все медленнее и медленнее.

— Правда ли, что самая Ваша первая брошь-птица была сделана для актрисы? Имя fly-fenix появилось после этого?

— Да, это так, я даже рассказывала об этом в своем блоге. Меня очень тронуло интервью Равшаны Курковой, которая приобрела в магазине одну из моих работ, хотела сделать из нее брошь, но у нее не поднялась рука воткнуть в эту милую игрушку булавку. Это было неожиданно и очень приятно (примерно как моя номинация на Работу года), я, конечно, сразу захотела ответить чем-то столь же приятным.
А вот мой ник (который, кстати, никак не переводится) появился задолго до этого, когда я еще впервые регистрировалась в интернете и даже ничего не знала о Ярмарке Мастеров. Я хотела быть «летящим фениксом», потому что творческий полет мысли и возрождение из пепла жизненных неприятностей было моим кредо. К сожалению, все нормальные «фениксы» были уже заняты, а свободен был только этот ))) Тем не менее, видимо тогда еще была предрешена моя птичья судьба :)

— Недавно Вы представили коллекцию украшений «Шахматные Легенды», отличающуюся в основном черно-белой гаммой не в пример разноцветным ярким птицам, которых Вы делали до этого. Что вообще может вдохновить Вас на создание целой коллекции? Пожалуйста, расскажите немного о них.

— Я уже давно хотела создать что-то концептуальное и использовала предстоящую выставку «Бижутерия. От винтажа до наших дней» как возможность. Я долго ждала, когда объявят тему выставки (все выставки Бижутерии имеют какую-то тематическую направленность) и когда озвучили «Черный, Белый, Золотой», мой «компьютер» пустился в работу. Я сразу вспомнила все, что у меня ассоциируется с этими цветами, «подключила» свои эмоции: на тот момент, да и сейчас, меня сильно расстраивала ситуация, сложившаяся между нашими братскими странами — Россией и Украиной.
Я не понимала и сейчас отказываюсь понимать, как дружные столько лет люди, для которых когда-то границы были условностью, вдруг стали делить себя на группы, на хороших и плохих, на черное и белое. Очевидно, что все это шаг за шагом, ход за ходом результат чьих-то опасных игр. Я не знаю чьих. Я далека от политики. Но мне хотелось сказать: люди, нет плохих и хороших, в нас есть всего понемногу, и востока и запада, и черного и белого. В любой культуре есть что-то прекрасное и свои недостатки тоже есть. А вот выступая за какую-то одну конкретную сторону, переставая думать, мы становимся пешками в шахматной игре.

Я не умею хорошо говорить, но умею шить. Поэтому свои мысли я облачила в образы «Шахматных Легенд», создав в них, как мне кажется, красоту древнего восточного мира и красоту западного средневековья, тех времен, когда шахматная игра появилась в обеих частях света.

— У Вас есть какие-то особые приемы для развития творческого воображения? Как призвать вдохновение?

— Честно говоря, никогда не сталкивалась с отсутствием вдохновения. Вот отсутствие времени — это да ))) Самые мощные вспышки вдохновения случаются со мной, пожалуй, когда я перебираю запасы своих «сокровищ», меня очень вдохновляют материалы. От одной стразинки может нарисоваться целый образ.

Еще один хороший стимул — просмотр работ в интернете. Я активно пользуюсь Пинтерестом, когда появляется любая свободная минута. Мне нравится система подборки тематических изображений по уже добавленным картинкам — иногда это неожиданно приносит очень необычные идеи, в сторону которых ты еще и не думал. Но ничто не заменит «живых» впечатлений, которые могут дать поездки, прогулки и посещения выставок. Надо помнить, что мозг ограничен только той информацией, которую успел собрать за жизнь, и надо постоянно «кормить» его впечатлениями, новыми, необычными, неординарными. Желательно только без вреда для здоровья ;)

 

— Что подвигло Вас отправиться в Париж на учебу в одну из самых известных школ вышивки Lesage? Какие впечатления от обучения, школы, Франции? Планируете ли продолжить?

— Любопытство :) Во Францию я хотела съездить очень давно. По рассказам, по снимкам и по людям, которые там творят, я чувствовала, что это прямо моя страна! И я не ошиблась. А про люневильскую вышивку и школу Лесаж я узнала от очень талантливого и известного здесь на Ярмарке мастера Ирены Гаши. Мне стало интересно освоить эту технику, понять и, возможно, применить в своих работах.
Благодаря наставлениям мастеров Полины Кузнецовой и Рины Царевой, которые тоже обучались в школе Лесаж, мой интерес вылился в более-менее четкий план поездки, который я и смогла осуществить.

Пока что я никак не применила новые умения. Мне нужно их хорошенько «переварить», чтобы вышел именно мой собственный продукт, для меня это очень важно. Но мне бы хотелось продолжить обучение. Во-первых, это очень сильное эстетическое впечатление, ведь школа известна во всем мире не на пустом месте, от многих работ просто захватывает дыхание. Во-вторых, в следующих уровнях я видела несколько очень интересных новых приемов, которые, вполне возможно, могли бы более гармонично влиться в мои работы чем те, что я освоила на первых двух ступенях. Ну мне так кажется. Пока не попробуешь — не узнаешь :)

 

— Ваша брошь Колибри в полёте была признана Работой года на Ярмарке Мастеров. Примите поздравления ещё раз! Что Вы почувствовали, когда узнали об этом?

— Мне захотелось срочно выбежать на улицу, прыгать и кричать «Ура!», размахивая руками. Хорошо, что в конце письма было написано, что надо на некоторое время оставить это в тайне )))
Победа в конкурсе стала для меня полной неожиданностью! Мало того, что я ничего не знала о том, как будут выбирать победителя в этом году, так еще среди моих соседей по номинации («соперников» язык не поднимается сказать) такие талантливые мастера и интересные работы! Взять хотя бы завораживающую своей красотой и лаконичностью Каплю Анны Кирьяновой или чудесного щенка Юлии Юркевич (обожаю Юлиных зверей, а особенно ёжиков, которые никого не оставляют равнодушными). Нет, определенно, все работы стали работами месяца совершенно заслуженно, и от этого мне еще волнительней, что выбрали именно мою птицу.

— Как автору Работы года мы вручили Вам подарок от нашего партнера — компьютерную швейную машину нового поколения Janome Decor Computer 7060. Уже успели опробовать? :)

— Хочу выразить огромную благодарность за этот приз. Когда-то покупка машинки Janome стала для меня первым серьезным вложением в свое дело, и с тех пор она ни разу меня не подвела, очень доверяю этой фирме. Но несмотря на это, поначалу я скептически отнеслась к смене своей главной помощницы, впрочем, в процессе тестирования у новой машинки оказалось так много удобных функций и настроек, что пришлось поступиться своей привязанностью. Теперь буду с интересом осваивать десятки новых необычных швов!

— Расскажите, что ещё лежит в сфере Ваших интересов и увлечений? Как любите отдыхать? В каких местах нравится бывать?

— Я думаю, что я ужасно скучный человек. Все мои интересы так или иначе связаны с рукоделием, и любую беседу с любым человеком за пять минут я могу свести к теме хэндмэйда ))) Но недавно я прочла в интервью известного психолога, что это нормальное состояние для счастливого в своей профессиональной деятельности человека, и успокоилась :)

Я люблю продолжительные прогулки по новым и интересным местам, люблю «кормить глаза», посещая разнообразные магазины и необычные кафе. Не могу сказать про какое-то конкретное место… меня может одинаково впечатлить как нетронутая величественность природы, так и бурлящие каменные джунгли мегаполиса. Я люблю перемещаться по старым московским переулкам. Мне в них видится какая-то сказочность. Иногда среди однотипных домов может вдруг вырасти зеленый сквер с плющом и скамеечками, а еще ресторан с огромной телегой перед входом и фонтаном. Мне такие места кажутся волшебными оазисами. Если ходить только по центральным улицам и перемещаться исключительно на метро — их не найти.

 

— Вам говорили, что в Ваших куклах неуловимо угадываются черты их создательницы? :)
Расскажите о работе над ними: Вы сначала продумываете образ, или характер проявляется уже когда кукла готова; сколько времени необходимо на создание одной куклы?

— Говорили, но для меня это не секрет :) Уже давно замечено, что все работы похожи на своих создателей. Меня не то что с куклами, даже с птичками частенько сравнивают. Я шучу, что мы похожи длинным носом )))

В работе над куклами я стараюсь как можно дольше следовать изначально задуманному образу. Ни для кого не секрет, что куклы и театр сильно связаны исторически, начиная от мистических «ролей», которыми люди наделяли первых кукол, заканчивая кукольными театрами и спектаклями, которые идут в нынешние дни. Так что можно сказать, что каждая кукла — актриса, играющая свою роль, и все в ее наряде и в ее чертах должно эту роль подчеркивать. Тогда образ сложится. И все же они иногда тоже проявляют характер и ставят все с ног на голову.

Времени всегда уходит по-разному, зависит от сложности задумки, но в среднем гораздо больше, чем на птицу.

— Почему взрослым нужны куклы?

— Признаться, мне сложно ответить на этот вопрос. Рациональных причин я не знаю. У меня у самой дома живет мой жираф, моя кукла и кукла работы Насти Угольниковой (и еще рыжее братство от разных авторов). Мне нравится подходить к ним, разговаривать, пересаживать с места на место. Я люблю обняться и грустить с жирафом, разглядывать складочки на платьях куклы. На меня это действует успокаивающе.

Не с каждой куклой и игрушкой при этом удается найти такой общий язык. Для каждого, мне кажется, в мире отыщется своя собственная кукла.

— Какое жизненное кредо нужно держать в голове, занимаясь хендмейдом? В чем кроется секрет успеха в этом деле?

— Я не представляю, что такое можно создать, чтобы сразу стать успешным в сфере хэндмэйда, но уверена, что это должно быть чем-то очень оригинальным, качественным и красивым, ведь это именно то, что изначально должно ассоциироваться со словами «ручная работа».

И еще один хороший совет дала мне на своем мастер-классе талантливейшая художница-кукольница Наталья Лопусова-Томская, когда я только начинала свою творческую деятельность: «Каждой работой ты должна что-то сказать». То есть у каждой работы должен быть смысл, некий посыл.
Этого не осознаешь сразу, но со временем начинаешь чувствовать и воспринимать свои работы как диалог с покупателем. Кому-то ближе великосветская беседа, кто-то любит романтические размышления, а кто-то дружеские посиделки, надо только понять, что тебе ближе, и начать разговор.