Процесс познания не заканчивается никогда, век живи — век учись, и помрешь не очень умным…

Но, к сожалению, правило: «Во многой мудрости много печали» никто не отменял.

На просторах Интернет огромное количество потрясающих мастеров, вызывающих искреннее уважение и восхищение, и не хочется чтоб такая мелочь как неточное описание или название портили их кропотливую и титаническую работу.

Итак, начнем.

На просторах Интернет очень часто встречаются такие обороты речи: «винтажные серьги ручной работы», «серьги в стиле ретро», «новые серьги в стиле модерн» и т.д. и т.п. И весь этот поток слов в корне неверен.

Начнем разбираться по порядку.

Проще всего с «винтажем». Очень простое и понятное правило: Винтаж — это тот предмет, что выпускается не менее тридцати лет, без изменения дизайна, состава и свойств. Не менее ТРИДЦАТИ лет.  Пачка соды — винтаж, ситчик, который уже 50 лет выпускают где-нибудь в Иваново на старых станках — винтаж. Вологодские кружева, которые плетутся по старым эскизам и рисункам, из тех же материалов, что и много лет назад — это винтаж.

Серьги ручной работы — не винтаж.

Изделия ручной работы не могут быть винтажными, по определению. Иначе  вы выпускаете свои серьги вот уже тридцать лет, ничего в них не меняя.

На Ярмарке Мастеров есть вещи которые, безусловно, винтаж. Например, чешский винтажный бисер. Девочки, его продающие, совершенно верно пишут именно такую формулировку, имеют на нее полное право. Кроме одного исключения — если бисер перестал выпускаться — он больше не винтаж, он стал антиквариатом. Вот так-то. И нельзя «больше не выпускаться» и  быть «Винтажным»

Это был самый простой  пример неправильных формулировок. Дальше сложнее. Как известно, чем лес глубже, тем богаче на дрова.

Следующая непростая формулировка «изделие в стиле» Модерн, Ар-Нуво, Ар-Деко, Барокко, Рококо, и самое неправильное — «в стиле Готика». Как оказалось, стили бывают «закрытые» и нет. Закрытые стили — уже остановившиеся, в каком-то смысле мертвые. Их время вышло, они больше не изменяются. Они застыли в своей удивительной красоте. И все перечисленные мной выше стили относятся к ним. Они прекрасны, они — антиквариат, они — достойны подражания. Но вы не можете создать изделие в перечисленных стилях. Вам подвластна реконструкция стиля Модерн, стилизация под Модерн, но не создание изделия в стиле Модерн.


Это — Рене Лалик, и вот он творил в стиле Модерн, а мы все не имеем такой возможности :)

До реконструкций и стилизаций мы еще дойдем, а сейчас мы со стилями не закончили.

Какие же стили живы в данный момент? Ответ прост: те, что все еще изменяются, описания которых уточняются, в которых появляются новые имена, изделия и направления. Те, что развиваются сейчас.

Например, так любимый нами стиль «Бохо». Каждый год рождает новые направления в нем, то «Бохо-шик» нас порадует, то «Бохо-эко»,  а то «Бохо-хиппи». Стиль живет, видоизменяется, расширяется, и каждый из нас может внести в него нечто новое и повлиять на него. И потому формулировка «изделие  в стиле Бохо»  имеет полное право на существование, а заодно  «в стиле Стимпанк», «в стиле Хайтек», «в стиле Шебби-шик» и т.д. Все что не закостенело,  все,  в чем изменяются и уточняются  правила, все что расширяется, все это живет. А значит, соблюдая эти правила, мы создаем вещи в этих живых стилях.

Бывают также авторские  стили, например, стиль Готье как модельера, или  Шанель. Но о них мы говорить не будем, с ними все ясно, есть имя — есть стиль.

А как же быть, если нам все же близки Модерн и Рококо, и мы хотим делать подобные вещи?  Как это назвать?

Тут начинается сложная и скользкая дорожка между репликой (повтором, копией, точным повторением), стилизацией и ретро.

Причем «Ретро»  НЕ стиль!

«Ретро — это формообразование, основу которого составляет нарочитая имитация элементов, объектов и графики, характерных  для объектов прошедшего времени (эпох, стилей)»  ( Салтыкова Г.М. Курс лекций  «Проектирование в дизайне»)

Своими слова, ретро — это изделия с эффектом памяти прошлого, они не воспроизводят объект заново, они используют его части, приметы, детали, элементы, вплетая в свою трактовку.

И потому Ретро — не стиль! Ретро содержит любой из умерших стилей, любую эпоху, любое направление. Ретро слишком широк для понятия «стиль». Нельзя написать «серьги  в ретро стиле», но можно « ретро серьги». Надеюсь, что с ретро разобрались. Пойдем дальше.

Все понятно с копией — берутся те же материалы, те же дизайны, даже технические задания и чертежи (если возможно), и делается точный повтор изделия. БЕЗ малейших отступлений. Любое изменение в этом наборе уже будет стилизацией.


Костюмы к последней  «Анне Карениной» — это стилизация в чистом виде. Взяты дизайны, крой, вплоть до лекал от начала прошлого века, а вот выполнены костюмы из современных материалов, которые использованы весьма нестандартно. Например, застежки молнии разделены и вшиты в швы как декоративные канты и тд.

Со стилизацией тоже вроде понятно. Изделие  очень похоже, использует те же приемы, те же рисунки, силуэты, близко по духу и внешнему виду, но из других материалов и в современной технике, значит, стилизация.

И вроде все просто, но не тут-то было. Порой определить, стилизация изделие, ретро или винтаж может только автор. Порой совершенно невозможно отличить реплику от антикварного изделия, или стилизацию  от  винтажа. И не зная историю конкретного изделия, порой нельзя с точностью утверждать, что перед нами, антиквариат, винтаж, или стилизация.

Хорошо, что мы — авторы, и нам доподлинно известно, что мы делаем. Мы точно не делаем винтаж и антиквариат, и точно знаем, чем по своей сути является наше изделие, репликой, или стилизацией. И потому, если мы повторяем дизайн, техническое задание, лекала и материалы прошлого, то так в описании и пишем «Копия того-то» или «Реплика этого». Если повторяем большинство приемов и рисунков изделия, повторяем как бы его дух, то пишем  «Стилизация под Модерн», или под Готику :) Можно написать и «Стилизация Модерн», этот вариант тоже грамотный. Если используем нарочито только одну две детали, как бы утрируя их, то пишем «Ретро серьги», например.