Интервью с Гульнарой Зелинской

Сегодня мы поговорим с Гульнарой Зелинской, мастером с таким неожиданным путем творческого становления, человеком с несгибаемым внутренним стержнем, которая, однако, своими нежными миниатюрными работами может привносить в мир настоящую женственность.

Откуда берутся самые теплые воспоминания, как проверить, насколько вы любите свою работу, каким подарком лучше всего порадовать пожилого человека и когда больше не нужно искать смысл жизни — читаем в нашей искренней беседе.

— Ваши изящные девочки — очень запоминающиеся и характерные работы. Расскажите, пожалуйста, как рождаются эти образы? Есть ли у Ваших героинь истории, прототипы?
— Спасибо! Девочек я действительно долго продумываю, прежде чем приступить к лепке. Это как игры в куклы в детстве :) Помните, вырезали из бумаги куколок и примеряли им платья? А еще сами шили наряды куклам из маминых лоскутков. Меня очень увлекало это занятие! И сейчас некоторые образы рождаются быстро как вспышка, а некоторые не торопятся и капризничают.

Но всегда неизменно одно: каждая девочка должна быть уникальной, стараюсь придумать ей свой характер, имя, и добавить какую-то деталь, которая закончит образ. Чаще, конечно, у меня выходят задумчиво-мечтательные, томные, романтичные особы. Женской половине в нашей современной жизни обычно не хватает этого внутреннего спокойствия, женственности… Пытаюсь восполнить своими работами :)

Конечно бывают и настоящие модели, вижу их повсюду: на улице, в интернете. Иногда достаточно только одной увиденной детали: цвет шарфика или сумочка необычная, или какой-то жест.

— А есть ли среди ваших работ девочка-брошь, с которой Вы себя ассоциируете? Может быть, это настроение или стиль одежды?
— Пожалуй, вот это я. Сижу где-то в деревенской траве-мураве, наблюдаю за букашками и мечтаю :)

Я много времени проводила летом в деревне у бабушки. Тогда держали коров и овец, мы ходили их пасти, рядом же собирали лесную клубнику. Помогали взрослым на сенокосе. Из молока делали домашний творог и сливки, пекли в русской печи самые вкусные пирожки! Мои самые лучшие и теплые воспоминания — оттуда.

— В Вашем творчестве так много прекрасных цветов! Любите ли Вы выращивать цветы, или создаете их только в рукоделии?
— Последние три года я увлеченный садовод! Я и до этого любила цветы, но после переезда в свой дом у меня появилась возможность еще и выращивать их в свое удовольствие — совершенно разнообразные. Пока не могу похвастаться прекрасным садом, но иду к своей мечте твердым шагом. Особенно трогают меня весенние цветы: это сама нежность, легкий теплый шепот природы после долгой холодной зимы. Подснежники, тюльпаны, гиацинты, крокусы, пролеска, ландыши, нарциссы — они всегда появляются в моих работах уже в феврале.

— На своей страничке на Ярмарке Мастеров Вы пишете, что все началось с сувениров к Новому Году. Можете рассказать нам, что это были за сувениры?
— Это были сувенирные магниты. На тот момент старшему исполнилось 1,5 года и появилась потребность в развивающих играх. Мне захотелось сделать самой простые магниты в виде фигурок животных и самые простые магниты-пазлы. Опыт лепки у меня уже был. Узнала про запекаемую полимерную глину, посмотрела в интернете, что из нее делают, и решила попробовать. Очень понравился результат! Выглядело это так:

А потом, когда рука набилась, в ход пошли новогодние магниты. Про Ярмарку Мастеров я еще тогда не знала, поэтому участвовала в местных рукодельных ярмарках. Мои магниты быстро нашли свою аудиторию, и, заработав первые деньги с продажи, я поняла, что мне открылся новый путь, путь свободного творчества!

— Учились ли Вы лепке самостоятельно, интуитивно, или посещали мастер-классы, смотрели видео-уроки?
— Конечно, в самом начале знакомства с полимерной глиной, в 2012 году, я смотрела видео-уроки. Было жутко интересно, и я бросалась на все подряд. Но тогда в основном это была тема миниатюрных сладостей, а я искала нечто другое. В итоге я поняла, что надо найти что-то свое. Опыт лепки у меня уже был, а материал сам мне подсказывал, что и как делать. Я экспериментатор, люблю придумывать свои техники. И главное правило для меня: чтобы видно было готовую работу, а не материал, из которого она изготовлена.

— Просят ли Вас слепить брошек-девочек на заказ, которые изображали бы конкретных людей — например, как подарок подруге?
— Да, такие заказы были, и это очень интересно! С другой стороны, очень ответственно – а вдруг не понравится, или получится не похоже… Я вообще всегда переживаю за каждую свою работу, несмотря на то, что у меня достаточно большой опыт.

— Среди Ваших работ есть одна совершенно отличающаяся от других вещь — панно «Отчий дом», которое Вы делали в подарок бабушке. Понравилось ли Вам творить в более крупной форме?
— На самом деле это сейчас я брошко-мастер :) А раньше я работала с совершенно разными материалами и объемами. Мне, по счастью, довелось работать в творческой мастерской Карима Мухамадеева, считаю его своим учителем и духовным наставником. Спасибо ему огромное! Пришла я туда совершенно раздавленная и растерянная по жизни. В тот момент я ушла с работы в кадровом агентстве и потеряла долгожданную беременность… Жизнь потеряла смысл, эту пустоту надо было заполнить каким-то светом, надеждой! И без опыта, но с огромной жаждой творческой деятельности, я начала искать совершенно другую работу, вспомнила, что неплохо лепила в детстве. И вот с этим лишь навыком и горящими глазами я проработала три года скульптором по льду, по песку, по гипсу и по бетону. Я бы сказала, что это была главная школа моей жизни. В общем, проторчать пять дней при -35 на ветру, точив ледяную скульптуру для конкурса — это мой формат. Вы знали, что при такой температуре замерзают даже глаза? Я молчу про руки! Можно ж было и в офисе остаться работать, но душа-то требовала вот это вот все :)

Лед — волшебный материал. Результат превосходит все твои ожидания. Этот хрустальный дворец мы строили моей командой на конкурсе ледяной скульптуры в 2009 прямо на льду Байкала, заняли первое место. Горжусь и любуюсь до сих пор!

Много было интересных проектов, все не перечислишь. Я так рада, что смогла пойти творческим путем по жизни. Это ведь как шаг в пропасть, не знаешь что дальше: разобьешься или отрастут крылья. Главное, когда рядом есть люди, которые поддержат и поверят в тебя. А дальше ты уже и сам начинаешь в себя верить :) Не подумайте, что путь такой легкий и гладкий. Были и мозоли на руках, и натруженное плечо от бетона, и замерзающие конечности, и бессонные ночи, когда не успевали сдать работу, и просто болела спина… Но у меня еще характер такой, без трудностей и боли я не чувствую, что живу, понимаете? Кто-то может лежать на пляже, а кому-то в гору все время лезть хочется :)
Возвращаясь к вопросу про панно «Отчий дом», хочу сказать что эта тема воссоздания в миниатюре старых домиков наших бабушек и дедушек очень важна. У многих родительский дом остался только на фотографиях, а у кого-то только в памяти. Представляете, как приятно пожилому человеку получить в подарок такое вот панно? А еще приятнее подарить :) Я планирую развивать это направление в своем творчестве.

— Как чаще всего у Вас рождаются сюжет или идея новой броши, что служит источниками вдохновения?
— Я с детства часами наблюдала за природой: деревьями, травой, цветами, за букашками, все это записано у меня в подкорке и периодически дает о себе знать, выплывают образы, иногда даже потоком, который не успеваешь фиксировать. Сколько в нашей природе красоты, грации, совершенства… Каждый колосок, каждая веточка, каждый цветок говорит нам: человек, я здесь, рядом, тебе для счастья больше ничего не нужно! Все мои работы так или иначе воспевают красоту края, в котором мы живем. Чувствую себя частью земли и леса. Поэтому мы построили себе дом в деревне, здесь я на своем месте, здесь мне хорошо и есть чем вдохновиться.

— Мы читали Ваш блог — зимой свободного времени у Вас практически не оставалось. А как Вы распределяете ресурсы в течение года? Удается ли брать «выходные» от творчества?
— Я совсем не умею распределять ресурсы и планировать. Когда много заказов, я мобилизуюсь, они придают мне сил. Иногда наступает более свободное время, и есть возможность подумать о новых образах, помечтать. Творчество — это стиль жизни, от него не требуется отдыхать. Разве что хочется иногда сменить направление, например, пошить. Так я разбавила лепку и начала делать елочки из ткани пару лет назад. Они очень понравились моим покупателям! А мне стало понятно, что если я перестану делать брошки, то смогу заняться текстильной миниатюрой. Открою второй магазин на Ярмарке Мастеров :)

— У Вас так много сезонных брошек, даже у брошек-девочек часто угадывается время действия. А какое время года Вы любите больше всего?
— Этот вопрос мне все время задает старший сын :) А я ему всегда отвечаю, что все времена года по-своему прекрасны, и у нас есть возможность наблюдать перемены в природе от одного сезона к другому. Но в глубине души я все-таки больше люблю осень. За ее спокойствие, величественную красоту, краски и теплое не жгучее солнце. Очень люблю гулять по осеннему лесу, наблюдать листопад, вдыхать влажный лесной воздух. И день рождения у меня в октябре.

— Некоторые ваши работы посвящены муми-троллям. Вам нравятся эти истории? Расскажите о Ваших любимых книгах — в детстве и сейчас.
— Конечно, читать истории Туве Янссон очень увлекательно. Мумии-тролли, несмотря на свою сказочность, делятся с нами своей житейской мудростью и учат добру. Все книги буквально можно разбить на цитаты:
«Мы должны держать глаза открытыми и видеть, когда стоим на распутье, ведь столько дорог на нашем пути: тропинки, боковые дорожки, разные возможности.»
«Я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, все что угодно — в самой глубине души автопортрет.»
«По правде сказать, я никогда не верил компасам. Тем, кто чувствуют правильный путь, они только мешают.»
«Даже самые грустные вещи перестают быть самыми грустными, если относиться к ним правильно.»

Сейчас у меня так мало свободного времени, что я стараюсь проводить его с детьми. И если читаем, то вместе, поэтому похвастаться новыми интересными произведениями не смогу. Зато могу наизусть рассказать «Краденое солнце» или «Умный мышонок» :) А в детстве я очень любила Виталия Бианки!

— Из украшений Вы занимаетесь созданием в основном только брошей. А какие украшения Вы предпочитаете носить сами?
— Я люблю кольца, браслеты, бусы. Помню, купила через Ярмарку Мастеров у одной мастерицы (к сожалению, забыла имя) браслет из яшмы, обожаю его за спокойные бежево-серые оттенки, мои любимые. И вот эта покупка вдохновила меня собрать самой для комплекта бусы. Ну очень захотелось! И вот теперь у меня любимый комплект на все случаи жизни.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Наверное, неважно, хендмейд это или другое занятие, профессия. Самое главное — это желание заниматься тем, что, ты хочешь сделать делом своей жизни, огромное желание. Я уверена, что человек рождается со способностями и талантами. Кто-то хорошо шьет, кто-то лепит и рисует, а кто-то талантливо руководит людьми — это ведь все не случайно! Мы так часто слышим «ты должен, ты должна» на протяжении всей жизни, и так редко задаем себе вопрос: а что я хочу на самом деле? А что умею делать лучше всего? А ведь за этим стоит весь замысел человеческой жизни. Важно, чтобы успех и деньги не стали важнее самого процесса созидания. У меня никогда не было цели стать успешным мастером, мне просто хотелось принять себя такой какая я есть, и чтобы люди увидели во мне то, что я умею и люблю. И вы не представляете, какое это счастье — возможность быть собой! Я благодарна всем моим покупателям, заказчикам и разработчикам хендмейд ресурсов за эту возможность! Спасибо безмерное! :)

А когда занятие любимое, тут подключаются все ранее забытое: и самоотдача, и пытливость ума, и умение довести начатое до конца, и характер, и воля, и уверенность в себе. Ты начинаешь ЖИТЬ творчеством, тебе больше не надо искать цель и смысл жизни, ты просто живешь, а Вселенная слышит тебя и понимает. И тут приходит Признание. Признание тебя собой, и признание тебя другими людьми. Кстати, знаете как легко узнать, любите Вы свою работу или нет? Измеряем любовью к понедельникам :)

Да, с развитием интернет-площадок для изделий ручной работы остаться востребованным мастером нелегко. Конкуренция очень высокая. Это не пять-шесть лет назад, когда я начинала делать броши из полимерной глины, и буквально единицы занимались тем же самым. У меня была очередь на три-четыре месяца вперед! И вот тут-то главное не свалиться с пьедестала. Признаюсь честно, я думала, что я мега-супер-мастер, и все всегда будет так прекрасно. Но жизнь вносит свои коррективы, и надо уметь подстраиваться. За последние два года выросла целая армия тех, кто работает с полимерной глиной, а число покупателей при этом осталось прежним. Я не против того, что талантливых людей стало больше, напротив! Меня печалит, что уникальность техники и самобытность образа уходят на второй план, вижу массовое производство клонов. Для чего? Какой в этом смысл? Немного грустно становится, ведь такое отношение обесценивает авторскую ручную работу.

Не подумайте, что я жалуюсь :) Это просто информация для размышления, мое сугубо личное ощущение происходящего.

Попробуйте найти свой неповторимый стиль, отражающий ваш мир, ваше ощущение гармонии, послушайте свое сердце! Отбросив все стереотипы, шаблоны и тренды, вы поймете что только вы сами — источник энергии, творчества и вдохновения! Желаю всем удачи на творческом пути!

Источник