Crewel: красота, тепло и уют вышивки шерстью

Уильям Моррис (24 марта 1834 г. — 3 октября 1896 г.) — интересный дизайнер-прерафаэлит. Его орнаменты очень и очень напоминают… наверняка люди, знающие творчество Морриса и  разбирающиеся в искусстве вышивки, уже  догадались, о чем сейчас пойдет речь.

Когда в первый раз я увидела вышивку Crewel (Крюил), мне подумалось, что это еще одна серия картин Уильяма Морриса. Но, вглядевшись и почитав, – оказалось, что это далеко не нарисованные  орнаменты, а… вышитые. Некоторым слово «Крюил» может показаться странным, непонятным, но на самом деле его перевод – со старо-валлийского слова «cruell»,  которое просто означает «шерсть».

Мой интерес не угас, а скорей наоборот, возрос. Оказалось, что история вышивки шерстью, которая потом получит название Crewel, насчитывает уже тысячи лет.

Все-таки люблю я вышивки, которые зародились еще в глубокой древности, пережили времена забвения, но дошли до наших дней! Почему же вышивка не исчезла по прошествии стольких лет? Как кажется мне, причина выживания — в общедоступных материалах на протяжении всего её существования. Достать дорогие материалы в те времена было очень трудно, а вот вышивка Крюил совсем не располагала к большой трате денег: полотно и шерсть были чуть ли не самыми общедоступными материалами во всех странах.

С наступлением холодов всегда тянет к чему-нибудь теплому. И вышивка Крюил была нам в некотором роде подарком в холодные дни. Ведь она вышивается шерстяными нитками! Как кажется мне, от нее прямо веет домашним теплом и уютом. Вышивка, как ни удивительно, объемная, обладает некой глубиной, текстурированной фактурой, что эффектно выделяет Крюил среди подобных.

Во многих странах в разные времена Крюил оставалась модным увлечением. До сих пор сохранились старые фотографии мастериц из прошлого, увлеченно вышивающих Crewel.

Порой в домах господствовал и такой стиль: украшалось все, что было возможно. Вышивалась церковная утварь, одежда, аксессуары и, конечно же, предметы интерьера.

Крюил в современном интереьере

Наибольшей популярностью среди интерьерной вышивки пользовались шторы, покрывала и балдахины для постели, которые призваны были спасать от лютой стужи и ужасных сквозняков как владельцев роскошных каменных замков, так и хозяев домов поскромнее.
То, что я смогла особо отметить: среди изделий вышивки Crewel — великолепные ситцевые пологи с экзотическими цветочными узорами известные под названием «palampore» (от «palang posh» — роскошное покрывало). Английские дворянки были очарованы этими узорами и нанимали вышивальщиц для копирования рисунков при изготовлении всевозможных предметов домашнего интерьера. Самыми популярными из рисунков стали: «Дерево жизни, «Елизаветинские завитки» с обвивающими стебли цветами и листьями и «Волнистые края».

Вплоть до начала XVI века шерстяная вышивка, как, впрочем, и все другие, «работала» в основном на высшие эшелоны власти. Но в XVI веке в Англии было налажено производство доступных по цене стальных игл. Вот была радость засидевшимся  мастерицам! Ведь появившиеся 150 лет назад немецкие иглы стоили очень дорого, и, естественно, не способствовали широкому развитию рукоделия. Как и следовало ожидать, с появлением дешевых игл вышивка Crewel набирает новый, небывалый доселе размах, и большой станок для вышивания становится уже «родным предметом» в доме каждого.

Если посмотреть глубже в историю, можно обнаружить, что (как и многие другие) шерстяная вышивка появилась где-то на Востоке (Япония или Индия), оттуда попала в Египет, Древнюю Грецию и Рим. Из Рима, вместе с римскими завоевателями, Crewel и распространилась по странам Европы и Азии.

К наиболее древним, хорошо сохранившимся европейским образцам вышивки Crewel, относится знаменитый «Гобелен из Байё», датированный XI веком н.э., вышитый шерстью по льняному полотну шириной 53 см и длиной 68,38 м. Сейчас он находится в музее во Франции.

По мне, вышивка Крюил несколько аристократична. И неспроста мне так кажется: ведь одни из самых известных королев мира увлекались и обожали её. Королева Мария Стюарт (1542-1587 гг.), проводила за шерстяной вышивкой бесконечные дни заточения. Большой поклонницей и популяризатором этого вида рукоделия стала королева Елизавета I (1533-1603 гг.). Известен интересный факт времен правления Елизаветы I: после завершения работы ремесленники выставляли свои творения на суд членов Гильдии Вышивальщиков. В том случае, если вышивка была не по нраву суровым судьям, работу… сжигали, и вышивали заново, но еще с большим усердием.

Многим рукодельницам наверняка будет интересно узнать, какие швы использовались в те времена для вышивки Crewel. В отношении швов мастерицы могли проявить полную свободу, и дать простор творческой фантазии. Но все же наиболее популярными были шов цепочка, французские узелки, стебельчатый шов, плоская гладь, перышко, елочка, сатин, ну, и – куда без него? – шов вперед иголку.

Если речь зашла о швах, тогда не лишним будет упомнить и о материи. С самого начала мастера не слишком пеклись о материалах для Крюила: суровое льняное полотно, да плотно скрученные двухслойные шерстяные нитки – что может быть проще для такого изящного, аккуратного рукоделия, как Crewel? Однако рукодельницы со временем стали всерьез задумываться о том, что на таких материалах далеко не уедешь. И вот в Средние века на смену приходит сложная, кропотливая вышивка шерстяными нитями по шелку, льну или шерсти. В цветовой палитре отдавали предпочтение шерсти сине-зеленой гаммы с небольшими вкраплениями желтого и приглушенного красного.

Кроме обычного «стандартного» Crewel, есть несколько «подвидов». В этой статье я хочу вам рассказать о Якобинской вышивке, основное отличие которой – характерная стилистика растительных мотивов.

Кому же мы обязаны изобретению нового вида Crewel? Начнем с того, что сейчас мы уже не можем представить вышивку Crewel без запоминающихся узоров, цветов, птиц, фруктов, причудливых растений и прочих узоров. И такая вот вышивка называется Якобинской.

Откуда появилась якобинка? Как ни удивительно, снова в нашу статью вернулась Индия. В момент правления Якова 1 стали чрезвычайно «модными» индийские ткани ярких расцветок с изображением животных, птиц, растений. И эти вот орнаменты и положили начало замечательной «Якобинской вышивке». Почему «якобинской»? Да потому что вышивку назвали в честь короля! А разве она этого не заслужила??

Теперь Якобинка хорошо узнается по витиеватому растительному орнаменту, причудливым птицам и животным. И главная особенность якобинской вышивки – орнамент, широко имитирующий рисунки восточных, в большей степени индийских тканей, который с течением времени становился более ярким и сложным в плане количества используемых швов.

Все-таки не зря мы нашли сходство работ дизайнера Уильяма Морриса с крюилом. Ведь он в свое время тоже увлекался этой вышивкой и сделал множество орнаментов для Crewel. И в конце XIX века вышивка вновь была возрождена из прошлого. Дочь Уильяма Мери тоже участвовала в совершенствовании вышивки, и – небезрезультатно. В 1872 г. с их активным участием была основана Королевская школа вышивания. Ручная вышивка Школы достигла небывалых высот и успешно конкурировала с самыми новыми веяниями.

Кажется, я уже рассказала обо всех странах, которые заняли достойное место в развитии и совершенствовании Crewel. Ой, так как же Америка?

Между прочим, Новый Свет сыграл особенную роль в истории Crewel. Если читать историю с самого начала, в Новом Свете у переселенцев было слишком много забот помимо вышивки. И вот таким образом шерстяное шитье стало на некоторое время уделом дам из «благородного сословья». Если бы все так и продолжалось, традиционные приемы классической вышивки были бы навсегда забыты, но к счастью… в конце XVII века украшение своего жилища стало беспокоить американских женщин. Для вышивания стали выкраивать больше времени. Поначалу даже никто и не думал, что Америка сыграет такую роль в развитии Crewel. Но вот постепенно находились энтузиастки, которые приложили максимум усилий для того, чтобы вышивка Crewel не только не была утеряна, но и приобрела своеобразный американский стиль. Женщины-американки разработали свой собственный неповторимый бело-голубой стиль и открыли школу по обучению вышиванию.

Параллельно они занимались восстановлением традиционных приемов и дизайнов классической вышивки Crewel.

Американский вариант вышивки Crewel стал поистине национальным увлечением. От старинного английского стиля  новый стиль отличала большая реалистичность изображаемых объектов – кроликов, белок, кур, винограда, садовых фруктов или обычных сосен. Всего того, что окружало женщину в ее обычной повседневной жизни. Не зря рукодельницы-американки трудились! И по сей день их работы не перестают удивлять любителей Crewel в художественных и этнографических музеях.

На современном этапе традиционной основой для вышивки Crewel остается хлопковое или льняное полотно. При желании можно использовать и другую пригодную для работы ткань, за исключением слишком тонкой, которая не сможет держать тяжелую шерстяную нитку. Тем более что теперь нет ограничений в выборе ниток. Комбинировать можно разные виды нитей самых удивительных цветов и оттенков.

Мне хочется обратить ваше внимание на то, что по вышивке «Crewel» есть и множество книг, полных великолепных иллюстраций и содержательного текста. Самые лучшие и известные, на мой взгляд: Erica Wilson, Susan Swan, Mildred Davis, Elsa Williams и Betty Ring.

Выберите понравившийся вам орнамент, и, используя знакомые виды швов, вы создадите свой маленький шедевр, который согреет своим теплом в дождливые дни поздней осени!

 

 

Источник