Что такое выставка и с чем её едят

Рано или поздно каждый начинающий мастер задумывается об участии в выставке. И сталкивается с тем, что абсолютно не понятно, как это делать и, собственно, зачем это нужно?

О своём опыте участия в выставках, о своих ошибках и сделанных выводах нам расскажет мастер-кукольник Мария Сопова

Что такое выставка и с чем её едят.

Кукольных выставок очень много и с каждым годом число их только растёт. Самые крупные российские выставки проводятся в Москве. В других городах они проходят тоже, как и в других странах. Но в Москве лучшие продажи и огромное число посетителей. Впрочем, кукольники, которые стремятся создать своё имя, стараются участвовать в выставках по всему миру. Самые крупные московские выставки: «Искусство куклы», «Международный салон кукол» и «Весенний бал кукол на Тишинке».

Растёт не только количество выставок, но и количество и профессионализм самих кукольников. На выставках сейчас представлено такое изобилие и разнообразие кукольного искусства, что зрителям трудно во всём этом не потеряться, а мастерам нужно придумывать различные способы как выделиться.

Итак, для чего, собственно, нужно участвовать в этих самых выставках.

Дело это волнительное, очень трудозатратное и дорогое. Поэтому вопрос «Зачем оно мне нужно?» вполне закономерен. И если мы проследим за жизнью многих именитых кукольников, то увидим, что они на данный момент в выставках участвуют крайне редко. Почему? Потому что уже нет необходимости. Ведь основная цель участия в выставке — это заработать себе имя. А известные кукольники, после десятилетий участия в выставках, имя себе заработали и теперь это имя уже само работает на мастеров, и они продают своих кукол по всему миру. Таким образом, первое, зачем кукольники участвуют в выставках – это пиар, имя. У меня, например, сразу после выставки «Искусство куклы 2018» появилось порядка 300 новых подписчиков в соц. сетях.

Второе, для чего стоит участвовать в выставке — это новые знакомства, обмен опытом. Мастера на выставке проводят несколько дней подряд, бок о бок со своими коллегами, общаются, делятся опытом, рецептами, технологиями. Договариваются о совместном участии в следующих выставках, о сотрудничестве.

Третье. Только на выставке, в условиях жесткой конкуренции, при наличии огромного числа талантливейших работ других мастеров, можно действительно по-настоящему оценить свой уровень, взглянуть на работы сторонним взглядом – взглядом зрителей, понять свои недостатки.

Четвёртое — возможность для тех, кто уже приобрёл популярность в интернете, показать свои работы вживую. Часто подписчики интересуются куклами, имеют желание их купить, но боятся это делать, не видя кукол вживую. В таком случае выставка — это возможность показать кукол своим потенциальным покупателям. И уж раз мы заговорили о покупателях, то пятое (хотя, по логике, это должно было бы быть первым), зачем нужно участвовать в выставке – это возможность продать свои работы. Почему я в итоге поставила это пятым пунктом, а не первым – потому что продажа кукол не гарантирована. И большинство мастеров на выставке продают или мало работ или не продают ничего. Почему это происходит – это тема для другой статьи. А здесь я лишь подчеркну, что всё же продажа кукол на выставке – это не основное, ради чего в ней стоит участвовать.

Минусы участия в выставке, о которых надо знать:

Первый – это большие финансовые затраты. Стоимость участия в выставке составляет порядка 25000-30000 рублей (это взнос, оплата подиума или стенда, стул, розетки и светильники). К этому следует прибавить дорогу и проживание для иногородних, оплату транспорта или такси для завоза экспозиции. При отсутствии гарантии продаж, такая сумма может стать серьёзным препятствием для участия в выставках.

Второй минус лично для меня – это огромные трудозатраты. Очень много нужно успеть сделать: кукол доделать, придумать и реализовать оформление, вести активное освещение своей подготовки в соц.сетях, подготовить и распечатать информацию о себе и о куклах для распространения на выставке. Этот момент, конечно, решается, если начинать готовиться к выставке сильно заранее.

Третий – это огромная конкуренция. Наличие великолепнейших работ других мастеров, их невообразимое количество, способны навсегда отбить желание не только участвовать в выставке, но и желание заниматься куклами вообще. Что же, тут совет один – себя нужно ценить и понимать, что в искусстве не может быть лучших. Все просто разные. И ценно быть не лучшим, а быть самобытным. Это как раз и привлекает зрителя, покупателя.

Четвёртый минус. Если у вас нет имени, то ваше место будет на задворках выставки. И с этим ничего не поделаешь. Организаторы выставок огромные деньги тратят на аренду и организацию мероприятия, а потому их главная задачи, конечно же, не пиар неизвестных авторов, а привлечение посетителей. А потому в центре выставке, в самой её проходной части всегда будут «звёзды» — художники с именем. Ну что же, тут обнадёживает то, что лет через 5-10 регулярного участия в выставках, и вы тоже сможете превратиться в известных кукольников.

Основные ошибки, которых можно избежать:

1) Отсутствие оформления стенда, подиума или витрины, единого стилистического решения. Это, конечно, не распространяется на авторов известных. Их кукол ждут в любом случае. А авторам малоизвестным нужно суметь выделить своё место, привлечь к нему внимание посетителей. Само место, на котором вы выставляет кукол, должно быть оформлено, как цельное художественное произведение. С другой стороны, не должно быть слишком вычурного оформления, слишком яркого, такого, в котором куклы потеряются, или к которому просто побоятся подойти зрители. Оформление должно быть в характере работ, должно подчеркнуть и дополнить их.

2) Нет информации об авторе – нет его контактов. Необходимо подготовить простой яркий раздаточный материал — буклеты, визитки. Что-то, что само попросится посетителям в руки, и они с удовольствием возьмут, хотя бы на память о выставке. Стоит также сделать баннер или большой плакат с именем или короткой простой ссылкой на ваш сайт или Instagram.

4) Слишком мало кукол. Это, правда, моё субъективное мнение. Но единственная выставляемая кукла смотрится, как минимум, странно. Кукол должно быть не меньше трёх. А если они такие маленькие, как у меня, то не меньше 5. Иначе они просто рискуют «потеряться» среди других работ.

5) Неумение общаться с потенциальными покупателями, неумение продавать. Многие художники запросто заводят разговор с посетителями, остановившимися возле кукол, увлекают их собой, своими куклами, и посетители охотнее соглашаются на покупку у такого автора. Этому необходимо учиться, но посоветовать где и как это сделать, я не смогу, потому что как раз отношусь к авторам, которые лишнего слова посетителям не скажут. Если вы знаете как научиться продавать, то поделитесь со мной, пожалуйста.

Что важно учесть при подготовке к выставке. Практические рекомендации:

1) Нужно готовиться заранее. Нельзя спешить и идти в цейтноте, иначе вы или не успеете что-то доделать, или сделаете это плохо.

2) Необходимо заранее бронировать место на выставке — тогда есть вероятность, что вам достанется место не на самой окраине выставки. Желательно предварительно посетить такую выставку, всё внимательно посмотреть и тщательно спланировать своё участие – какое место вам подойдёт (подиум или стенд или витрина), как его оформить, как лучше использовать это место для подачи своих творений. Надо не постесняться и прийти с сантиметром, чтобы померить размеры или уточнить их у участников выставки (на организаторов выставки в этом лучше не рассчитывать — они обычно слишком заняты).

3) Следует заранее продумать освещение, так как на выставках оно плохое. За дополнительную плату на стенде организаторы вам предоставят софиты. На подиумах и витринах вам нужно что-то придумывать самим. В этом вам поможет опять же предварительное посещение выставки. Я использовала для освещения своего подиума софиты на прищепках из Икеи. Но на последней выставке я увидела более изящные решения у других художников.

4) Нужно продумать, как и в чём вы будете хранить свои вещи на выставке. Под подиумом или стендом есть место + вам даётся стул. И это всё. Свой чемодан, коробки, куртку, фотоаппарат и всё остальное надо разместить удобно, в доступе и так, чтобы не было видно посетителям. При этом иметь возможность оперативно достать нужную вам вещь.

5) Если вы хотите раздать свои буклеты или открытки с информацией, то нужно обозначить, что это бесплатно. Многие кукольники продают открытки с изображением своих кукол, поэтому многие люди будут считать, что ваши буклеты платные и не будут их брать. У меня, например, посетители спрашивали, могут ли они взять мои буклеты, опасаясь, что они платные.

6) Надо обязательно очень активно освещать свою подготовку к выставке в соц.сетях, саму выставку и свои события сразу после неё. Это привлечёт к вам новых подписчиков и поклонников вашего творчества. Часть из них придёт на выставку именно к вам, и кто знает, может, кто-то из них станет вашим покупателем.