Авторы мишек Тедди: Гипатия
Интервью с Гипатией: «Люблю мишек из старинного детства.»
С Гипатией, автором мишек Тедди, я ( автор статьи Наталия Шепель) познакомилась больше года назад. У меня есть традиция — примерно раз в месяц я просматриваю сайты, блоги Интернета, Инстаграм в поисках интересных авторов и их медведей. И вот, в один из таких «рейдов» мне на глаза попался очень характерный мишка. Это был медведь из моего детства, правда он был не моим, а обитал на старинном буфете в гостиной у нашей соседки. Рядом с мишуткой, на вязаной салфетке, стояла вазочка с конфетами. Каждый раз, заходя к соседке в гости, а бывало это частенько, она приглашала меня выбрать конфету из вазочки, но рука тянулась к медведю! Помню его плюшевую шкурку, тогда она казалась мне абсолютно настоящей, медвежьей. Эффект усиливала плотность и тяжесть мишки, он был живым! И вот, много лет спустя я увидела такого же мишку на странице Интернета. Откуда узнала, что он такой же? Да просто почувствовала. Конечно, я сразу написала автору, и мы быстро договорились о встрече. Увидев медвежонка воочию, сразу поняла, что не ошиблась ни на йоту — он был тот самый, с буфета! Вот такие сюрпризы бывают в нашей жизни… И теперь Вы можете понять мою радость, когда сегодня я представляю Вам автора этого мишки — Гипатию.
— Гипатия, давайте познакомимся. Расскажите, пожалуйста, о себе. Где живете и чем занимаетесь?
Здравствуйте! Я живу в Санкт-Петербурге. По профессии я художник-график. Занимаюсь авторской игрушкой, акварелью и линогравюрой.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве. Оно было творческим? Какими видам творчества отдавали предпочтение, что больше нравилось?
Я всегда рисовала, мастерила домики из картона, шила игрушки и делала кукол в красивых платьях. С тех пор ничего не изменилось.
— Как события развивались дальше? Как Вы узнали о медведях Тедди?
Однажды в детстве я сшила мишку с подвижными лапками и подвижной головой по выкройке из советского журнала. Тогда я не знала, как правильно делать крепления, просто использовала болты с гайками и кусочки картона вместо дисков. В 2009 году, вспомнив о том мишке, стала искать в Интернете выкройку. Так я узнала об истории мишки Тедди, технологии изготовления и авторских медведях.
— Вы сразу начали шить именно мишек? Как учились этому мастерству? Кто был Вашим первым учителем?
До недавнего времени я шила только медведей. Для своего первого мишки взяла выкройку из Интернета, но опыт оказался неудачным. Мишку пришлось долго корректировать. Результат мне не понравился. Терпения на эксперименты с чужими выкройками у меня больше не было. Следующего мишку я придумывала и рисовала самостоятельно. Особых трудностей с разработкой выкройки у меня не возникло. Для набивки я сразу стала использовать опилки. Вопросов было много: как и чем красить и укреплять материал, как набивать игрушку, как оформлять мордочку. Здесь мне помог весь предыдущий опыт работы с различными художественными материалами. С каждым следующим мишкой приходили новые решения.
В основе техника изготовления мишки Тедди достаточно проста и понятна. Но одного мишку можно сделать за день, а другого за пару недель. И первое, и последнее может быть прекрасно. Всё зависит от желания автора.
В Интернете я стала выставлять мишек через пару лет. До этого дарила игрушки своему сыну и знакомым детям.
— Гипатия, медведи Ваши очень узнаваемы. Как Вы пришли именно к такому стилю, формам, пропорциям? У Вас есть свои секреты?
У меня все медведи начинаются с осанки. Я иногда представляю, кто это: английский лорд или нарядная маленькая девочка с бантом. Потом рисую мишку в профиль. В последнее время головы я предварительно леплю из пластилина. Выкройки туловища обычно просто рисую на глаз. Все детали обязательно сшиваю вручную. Пробовала использовать швейную машинку: и старый Зингер, и современную. Но машинный шов мне совсем не понравился. Так крепко и точно сшить я могу только руками.
— Что в изготовлении мишки Вам нравится больше всего, а что вызывает больше всего трудностей?
В работе над мишкой для каждого действия своё время. Если хочется спокойной монотонной работы, сшиваю детали или набиваю опилками, творческое настроение – оформляю мордочку или занимаюсь одеждой.
Изготовление любой сложной вещи всегда состоит из ряда простых операций. Если ничего не пропустить и хорошо выполнить каждый этап – всё получится.
— Из каких материалов Вы предпочитаете шить мишек и почему?
Так как я шью мишек в винтажном, традиционном стиле, мне больше всего нравится плюш и вискоза. У плюша короткий ворс, который не скрывает силуэт медведя, и хорошее плетение основы, позволяющее красиво зашить плотно набитую опилками деталь. Но у антикварного плюша есть и недостатки. Он разный по качеству. Сложно угадать заранее, как материал будет вести себя при обработке. Хорошо ли он красится, как перенесёт набивку. Всегда есть риск неудачи.
— А что с набивкой? Мишки плотно набиты. Чем Вы их набиваете и в какой технике?
Мне нравится, когда мишка плотно набит. В качестве набивки я использую опилки ценных пород дерева: дуб, орех, махагони. Обычно это смесь из опилок разных пород, поскольку у каждого вида древесины свои свойства. На мой взгляд, опилки лиственных деревьев больше, чем сосновых подходят для традиционной плотной набивки игрушек. У меня набивка занимает много времени. Это треть всей работы над игрушкой.
— Вы используете в работе какие-то особенные инструменты, расскажите о них?
Инструментов не так много: маникюрные ножницы, палочки-набивалочки, круглогубцы, шило и молоток. Вот и весь набор.
— Гипатия, Ваши мишки часто одеты, причем в интересные костюмы, идеально скроенные. Как Вы шьете одежду для них? Сразу придумываете костюм или дополняете им образ уже готового мишки?
Эскизы новых мишек – это то, с чего я обычно начинаю свой день. Альбом с идеями игрушек и цветные карандаши у меня всегда под рукой. Сначала это маленькие зарисовки. Потом я детально рисую тех, кого собираюсь сшить.
После этого подбираю плюш для мишки и ткани для одежды. И затем начинаю кроить нового мишку. Часто шью одежду из антикварных тканей.
В последнее время меня увлекают вышивка, батик и валяние. Стараюсь применить все эти техники при изготовлении одёжек.
«Жиль» и «Пино», 2016 год
— У Вас есть своя мастерская или уголок для творчества?
О, у меня замечательная мастерская. В моём кукольном доме всё устроено, как я люблю: большой дубовый стол, книги с картинками и хорошая музыка. Есть и мольберт, и швейная машинка.
— Как Вы используете Интернет для продвижения работ? Участвуете ли в выставках?
Основной ресурс, на котором я выкладываю свои работы, – мой сайт. Для продажи мишек я отвожу несколько месяцев в году. О дате, когда будут выставлены новые мишки, сообщаю на сайте заранее. Каждый год я мечтаю поучаствовать в выставке мишек. Это был бы интересный опыт. Но мои мишки быстро разъезжаются по новым домам. К выставке необходимо специально готовиться: сделать достаточно медведей, посвятить самому мероприятию несколько полных дней. Думаю, для меня это важное событие ещё впереди.
— Что Вы можете рассказать о вдохновении? Оно Вас часто посещает? Шьете только в такие моменты или создание медведей это своего рода работа для Вас, повседневный труд?
Я шью мишек только «по настроению». Пробовала «работать» по расписанию, но сразу поняла, что при таком подходе может я и сделаю больше, но то волшебное настроение, которое помогает каждому мишке стать уникальным, теряется. Я заметила, что творческая усталость возникает именно тогда, когда календарь висит над головой и мешает думать. Так что я не трачу время на «работу», а занимаюсь только любимыми делами.
— Кто помогает Вам в творчестве? Где черпаете идеи для мишек?
Самые интересные идеи приходят по время прогулок. Как зритель, я больше всего люблю акварельную живопись и детские иллюстрации. Во время работы слушаю музыку или аудиокниги. Часто рассматриваю старинные костюмы и вышивки. Так интересно, что у каждой эпохи свои любимые ткани, фактуры и цвета.
— А что можете посоветовать начинающим мастерам? На что обратить особое внимание? Как обойти «подводные камни»?
Я бы посоветовала сразу пробовать создать собственную выкройку «с нуля». Выкройка хорошего автора совсем не гарантирует такой же прекрасный результат. Там, за кадром, ещё столько авторских находок в исполнении. А то, что придумал сам, легче корректировать и развивать. Не бойтесь экспериментировать, замечать удачные моменты, использовать их в своих следующих работах.
— Гипатия, медведи Тедди изменили Вас? Если да, то как?
Да, они изменили моё отношение к творчеству. Всё что касается истории детства: уникальные игрушки, иллюстрации, открытки — глубоко трогает. Люди вырастают, а их детские лица на фотографиях остаются, остаются плюшевые мишки, маленькие ботиночки. У внуков будет другое детство, оно оставит другие игрушки. И так далее, так далее… Когда человек хочет поселить у себя в доме моего мишку, это волшебно. С этим чувством появляются мои новые работы. Благодаря мишкам, я могу общаться с замечательными искренними, интересными людьми. Зритель так же важен, как художник, половина сказки всегда за ним.
— И традиционный вопрос для интервью: существует ли идеальный медведь? Если да, какой он?
Что такое мишка Тедди? Лапки, голова и нос. А какие они разные! Сколько новых медведей появляется ежедневно! И каждый обязательно найдёт свой дом. Я люблю винтажных медведей, плотно набитых, с аккуратными носиками, интересной историей и бабушкиными заплатками. Мишку из старинного детства.
— Гипатия, что Вы хотите пожелать всем читателям нашего сайта?
Найти своего идеального медведя, а может быть придумать и сшить. Это интересно и совсем несложно.
Подробнее о творчестве Гипатии Вы можете узнать на её сайте