6 способов найти покупателей

Где найти покупателей – один из самых главных вопросов, которые волнуют мастеров, занимающихся продажами своих изделий. Поиск покупателей процесс сугубо индивидуальный, и общих, одинаково хорошо работающих рецептов здесь нет. Одна знакомая продавала свои открытки через подругу, занимающуюся упаковкой подарков, и этого спроса ей было достаточно. Другая знакомая, создающая кукол, нашла нескольких коллекционеров, которые приобретали ее работы за существенные суммы. И для нее этого дохода тоже было достаточно. Но не все довольствуются одним потоком, и если вы можете удовлетворить больший спрос, имеет смысл попробовать и другие способы поиска своих покупателей.

1. Друзья и знакомые

У многих мастеров именно друзья и знакомые (друзья друзей и т.д.) составляют первый круг покупателей. Они первыми видят ваши новые работы, заказывают особенные вещи… Но с друзьями не всегда все просто: лично я так ни разу не смогла продать друзьям что-то из своих изделий – стоило им попросить, я тут же им все отдавала просто так. Цена – неудобная тема для разговора с друзьями. Однако их можно попросить прорекламировать вас своим знакомым, коллегам, одногруппникам, соседям… Одногруппники и коллеги, кстати, как раз «удобная» для торга аудитория. Только не будьте излишне навязчивы, чтобы вас не начали сторониться. Я никогда не предлагала свои украшения до тех пор, пока кто-нибудь сам меня об этом не спрашивал (на такой случай я всегда носила в сумочке большое разнообразие браслетов, серег и колье). Спровоцировать разговор на эту тему, кстати, несложно – достаточно каждый день самой появляться в новых украшениях, со вкусом подобранных к наряду.

2. Специализированные магазины

Это классическая схема сбыта своих товаров. В каждом городе можно найти специализированные магазины или салоны, торгующие произведениями искусства и товарами ручной работы. Они продают ваши товары, предоставляют им место на витринах, и берут проценты (порой просто грабительские) от цены, за которую вы эти товары выставляете. Здесь нужно узнавать подробнее – накидывают они проценты на заявленную вами сумму или отнимают их у нее. Плюсы: покупатели таких магазинов знают, куда идут, ценят вещи ручной работы и могут расстаться с круглой суммой за уникальный товар. Минусы: таких покупателей очень мало и ждать их приходится долго.

3. Неспециализированные магазины

А что? Очень даже может быть неплохой поток покупателей. Родственница одной моей знакомой создавала невероятно красивые объемные картины из бисера, бусин и проволоки. Смотрелись они дорого и гламурно, настолько, что ими нестыдно было украсить стены одного салона брендовой женской одежды. Висели они с ценниками, чтобы было понятно, что это не просто предметы интерьера.

Если взглянуть на салоны и магазины вашего города как на возможные площадки для продажи ваших изделий, можно найти массу творческих решений: вышитые картины с котятами можно предложить зоомагазину, расписные вазы – мебельному салону для дополнения экспозиций и т.п. Пусть магазины получают свой процент после реализации товара или заказывают его вам по фиксированной цене – как договоритесь.

Продуктовые супермаркеты тоже могут стать вашей площадкой. Не удивляйтесь. Однажды в одном из таких магазинов прямо напротив входной двери я увидела девушку, продававшую на площади буквально в два квадратных метра (она их просто-напросто арендовала) открытки собственного изготовления. Настенные витрины были залеплены ими чуть ли не до потолка, а у прилавочка скопилась очередь – возвращаясь вечером с работы, люди практически всегда заходят за продуктами, краем глаза «цепляя» и другие товары. Вот вам и еще один поток потенциальных покупателей.

4. Известные интернет-аукционы и интернет-магазины

Площадок для продажи своих товаров в сети множество. Они дают возможность найти покупателей и заказчиков во всем мире. Об интернет-продажах через раскрученные места мы еще не раз поговорим, для начала назову несколько из них: Etsy, eBay, Ярмарка мастеров

5. Собственный сайт

Это уже серьезный подход. Сейчас или позже вам понадобится собственный сайт (или блог), на котором можно будет выставить все ваши работы и дать людям возможность их купить или заказать. Но создать его недостаточно, продающему сайту нужен хороший маркетинг. Об этом мы тоже подробнее поговорим в следующих постах.

Сегодня Интернет, пожалуй, самое оптимальное торговое пространство для рукодельниц. Здесь возможны практически любые формы купли-продажи, поэтому для начала нужно определиться, какой из вариантов подходит именно вам.

Создание онлайн-магазина.
В собственном магазине вам не придется подстраиваться под общие правила, платить деньги за размещение товара и соблюдать другие, порой довольно многочисленные требования. Но такая свобода и стоит недешево: создание и поддержка собственного сайта — дело трудоемкое и затратное.
Нужно подобрать подходящее доменное имя (а все хорошие названия давно заняты), заплатить за его регистрацию, разобраться в том, как создаются сайты, или нанять специалиста. И, наконец, постоянно перечислять деньги за хостинг (иначе сайт просто отключат).

Кроме того, новоиспеченный магазин необходимо активно продвигать в Интернете, а это, учитывая обилие рукодельных порталов, задача не самая простая.
Совет.
Свой виртуальный магазин стоит открывать только в том случае, если вы уже обросли постоянной клиентурой. Новичком же в одиночное плавание лучше не отправляться — слишком велик риск прогореть.

Вступить в рукодельное сообщество.
Большой портал с множеством маленьких магазинчиков, функционирующих по общим правилам, прекрасный путеводитель для начинающих. Обычно за размещение товара на созданной вами страничке такие сайты взимают небольшую плату: три вещи — бесплатно, следующие — за деньги.
Зато не нужно думать о продвижении сайта: клиенты сами будут находить вас по поисковым запросам, да и система связи с покупателями тут отлажена практически идеально. Кроме того, на таких площадках есть подробные ответы на все возникающие у новичков вопросы.

Социальные сети.
Этот способ раскрутки бизнеса хорош только в том случае, если вы активный пользователь социальных сетей и, соответственно, в друзьях у вас действительно много народу. Сделали страничку про свое рукоделие и попросили виртуальных знакомых ее пропиарить: чем больше «лайков» и «перепостов», тем выше шансы на успех.

Форумы.
Если открывать свой магазин — ни на сайте, ни в одиночку — вы пока не готовы, попробуйте продавать свои вещи на женских форумах. На большинстве из них работают разделы «купи — продай», и ничто не мешает вам предложить потенциальным покупательницам свои изделия. Если вещи понравятся, форумчанки устроят вам такую рекламную кампанию, что очередь из желающих выстроится минимум на месяц вперед.

Презентация своих рукодельных шедевров.
Площадка выбрана, но это только 50% успеха. Нужно подумать и о представлении изделий.
Чем эффектнее будет выглядеть «магазинчик», тем большее число людей захочет изучить его ассортимент.

Визуальный эффект.
Тусклые, невыразительные фотографии на унылом фоне способны убить даже самую красивую вещь. Для того чтобы привлечь внимание покупателей, необходимо сделать яркие, стильные фотографии, дающие четкое представление о товаре. Обязательно фотографируйте детали предмета: застежки, молнии, цветы и т.д. Чем больше подробностей, тем лучше.

Очень важно придумать для каждого изделия броское и понятное название. Например, «теплая шаль» звучит довольно скучно, а вот «Шерстяная шаль «Ванильное утро» — значительно ярче и привлекательнее.

В описании вещи указывайте все возможные подробности — используемые материалы, тонкости ухода, качество фурнитуры и т. д. Покупателям важно все! Некоторые рукодельницы придумывают для каждой работы уникальные истории — и это очень неплохой способ стимулировать продажи.

Офлайн торговля своих изделий.
Независимо от того, сделаете ли вы интернет-магазин, не забывайте о продвижении своих изделий и офлайн.

Хендмейд салоны.
Специально продвигать ваши вещи в салоне никто не будет, а со временем их могут еще и уценить. Свои посреднические услуги магазины обычно оценивают в 30% от стоимости проданного предмета.

Рукодельные ярмарки.
Аренда места на таких мероприятиях довольно высот, поэтому торговать здесь стоит, только если у вас накопился приличный ассортимент. Даем подсказку: если у вас есть рукодельная подруга, скооперируйтесь и заплатите «за прилавок» пополам.

Тематический аспект.
Сделайте визитки. Оставляйте их в точках, торгующих товарами для творчества, и там, где ваши изделия могут пригодиться. Например, если вы мастерите свадебные аксессуары, можно оставить визитки в свадебных салонах и в загсе.

Рекламные и эвент-агентства.
Найдите адреса агентств и разошлите по ним свое портфолио. Никто не знает, что именно может понадобиться для организации юбилея или, скажем, корпоративного праздника. Посуда, интерьерные украшения, игрушки или уникальные торты — запросы бывают самые неожиданные…

6. Другие мастера

Наверняка вы уже знаете кого-то, кто сумел раскрутиться и обзавестись постоянными клиентами. Не обязательно в вашей нише. Попробуйте договориться с ними о том, чтобы они предлагали ваши товары своим клиентам в качестве комплимента (договоритесь о скидках) или продавали под процент. Конечно, вы понимаете, что в качестве партнеров не могут выступать ваши конкуренты.

Например, я договаривалась со своим мастером по нейл-арту, что буду оставлять у нее в кабинете рядом с диванчиком для ожидания некоторые из своих изделий. Когда клиентки мастера проявляли интерес к моим браслетикам (а они их волей-неволей начинали примерять, сидя в очереди), она их продавала, а в конце месяца я забирала свою выручку.

Способов поиска покупателей, конечно же, существует больше. Например, участие в специализированных (и не совсем специализированных) выставках, организация презентаций, участие в местных ярмарках, распространение рекламных буклетов, подача объявления в газету и т.п.