Молодёжная субкультура «Тедди-бой», или Что общего у Teddy Boys и Teddy Bears
«Тедди-бой» — стиль в одежде, имеющий непосредственное отношение к одноименной молодежной субкультуре, зародившейся в Великобритании в конце 40-х годов ХХ века и получившей распространение в 50-е годы. Термин «тедди-бои» появился в 1953 году в качестве обозначения молодых людей из рабочего класса, стремившихся подражать «золотой молодёжи».
Типичный облик тедди-боя включал «брючки-дудочки» с завышенной талией, сюртук с двойным воротником, узкий длинный галстук или галстук-бантик в стиле вестернов. Каждый элемент одежды был призван подчеркнуть стремление тедди-боя выглядеть презентабельно, как представитель «золотой молодежи», поэтому ребята избегали покупных вещей, а заказывали у портного индпошив.
Официально термин тедди-бой (или иначе — тед) появился 23 сентября 1953 года в газете Daily Express.
«Изначально, эдвардианский костюм был введен в моду группой портных с Сейвил-Роу, которые пытались основать свой стиль. Основной ориентир приходился на представителей молодежи из аристократических семей. По существу костюм состоял из длинного узкого пиджака, приталенного жакета с отворотами и узких брюк (но не в «облипку»). К ним полагались обычные узконосые ботинки и приталенное пальто. Белая рубашка с отрезным воротничком подвязывалась виндзорским узлом. Иногда образ довершался фетровой шляпой. Существенным отличием от традиционного костюма в этой манере стал крой жилета и пальто в стиле дэнди. Кроме того, парикмахеры стали предлагать своим клиентам новый индивидуальный образ и оставляли волосы значительно более длинными, чем было принято раньше, когда виски и затылок коротко сбривались».
Данное описание было опубликовано в газете Daily Sketch 14 ноября 1953 года. Оно должно было проинформировать читателей об истинном костюме в эдвардианском стиле, ведь изначально он предназначался для людей из высшего общества, а не для обычных люмпен-пролетариев, среди которых, пусть и в несколько измененном виде, он окончательно прижился к 1953 году.
Переродившись в стиль тедди-боев, он стал ассоциироваться с мелкими преступлениями и щегольством, кроме того приобрел явную связь с так называемыми «спивами» (с английского «spiv» дословно переводится как «темная личность») — мелкими преступниками, торгующими предметами черного рынка.
Тедди-бои отличались агрессивным поведением, многие из них входили в местные хулиганские группировки. Стиль «Teddy Boys» стал ассоциироваться с мелкими преступлениями и щегольством, кроме того приобрел явную связь с так называемыми «спивами» (с английского «spiv» дословно переводится как «темная личность») — мелкими преступниками, торгующими предметами черного рынка. Многие теды участвовали в уличных разборках и под костюмом носили дубинки, велосипедные цепи, бритвы и выкидные ножи.
Спустя некоторое время теды стали вносить свои изменения в традиционный образ. Так, например, вместо обычных кожаных классических туфель, они стали носить замшевые ботинки на резиновой подошве (так называемые Eton Clubman, Chukka Boot или Denson Crepe). Так же популярны были криперсы (англ. brothel creepers), туфли на плотной резиновой подошве, украшенные сверху переплетенной кожей.
Брюки-дудочки часто подворачивались, а пиджак приобрел более прямой покрой и обзавелся бархатным или молескиновым отворотом. Прическа тоже несколько видоизменилась. Теперь в моде у тедов стали более длинные волосы, которые укладывали в стиле «утиный зад» (англ. Duck’s Arse, или просто D.A). При этом волосы зачесывались назад и на затылке распределялись на прямой пробор, челка же зачастую чуть небрежно взъерошивалась.
В то время одеться в стиле «тедди-бой» было достаточно непросто. Средняя недельная заработная плата составляла примерно 5 фунтов 2 шилинга и 5 пенсов, в то время как костюм настоящего теда, оформленный по всем правилам, обходился в 20 с лишним фунтов. Ручная работа у уличного портного и дополнительные аксессуары увеличивали эту сумму ровно в два раза. Несмотря на то, что в послевоенные годы процветание вновь вернулось в Великобританию, не все молодые люди были в состоянии потратить такую сумму на одежду. В результате многие выходили из трудного положения, просто покупая лишь некоторые основные элементы для создания образа тедди-боя.
Теды были одними из первых, кто обратил внимание общества на то, что молодежь – это особая прослойка в обществе, со своими интересами и потребностями.
Из музыки первоначально предпочтения отдавались американскому блюзу, кантри и свингу, позже рок-н-роллу, который вобрал в себя стиль тедди-боев. Рок-н-ролл прочно вошел в жизнь всей британской молодежи (не только тедов) в 1955 году сразу после показа нашумевшего фильма «Школьные джунгли» (в английском прокате «Blackboard Jungle»). Во время показа этого фильма в одном из кинотеатров тедди-бои разгромили посадочные места и стали танцевать под песню «Rock Around The Clock», проигрывавшуюся в конце киноленты, тем самым закрепив за собой репутацию хулиганов.
Кстати, ничего общего у молодёжной субкультуры Teddy Boys и любимыми нами мишками нет, так как название данного молодёжного движения пошло не от английского слова teddy («медвежонок»), а от имени британского короля Эдварда VII, который правил в первое десятилетие ХХ века.
Своим происхождением стиль тедди-боев обязан замыслу портных со знаменитой улицы Сейвил-Роу, которые попытались восстановить в послевоенной мужской моде Лондона манеру одеваться, господствующую в эпоху правления короля Эдварда VII (так называемую Эдвардианскую эпоху (1901-1911)).
Король Эдвард прославился не столько успехами в управлении государством, сколько любовью к красивой одежде. В эпоху его правления появились и первые британские денди. Наверняка тогда король даже не подозревал, что его имя будет использовано в качестве названия для новой молодежной субкультуры.