Как продавать хэндмэйд. Как найти покупателя?
К продаже изделий, созданных собственными руками каждый из нас шел своим путем. Кто-то тихо вязал по вечерам в кресле, кто-то остался без работы и принялся искать альтернативные источники дохода, кому-то просто нравится кипучая творческая деятельность.
Но всех нас объединяет вопрос — «Как найти покупателя?!»
Тот, кто занимается хэндмэйдом ради удовольствия от самого процесса, и ему все равно, будет ли востребован результат, дальше может не читать.
Для начала, хочется сделать небольшое лирическое отступление.
Лет 15 назад я хотела стать писательницей.
«Что за вздор?! И какое это имеет отношение к продаже хэндмэйда?!» — скажите вы.
«Самое прямое!» — отвечу я.
Романы, это точно такой же продукт хэндмэйда, только основным орудием служит голова, а не руки. Но законы реализации одни и те же.
А теперь небольшая история моей писательской карьеры.
Пару лет я старательно училась и работала, изучая основы литературоведения, разбирая структуры текстов, анализируя, что же дает успех тем или иным книгам или фильмам, общалась с издающимися авторами, написала множество рассказов и несколько романов. То есть, изучала мат.часть. Если переводить это на язык хэндмэйда — изучала материалы, технические приемы и способы обработки и модные тенденции.
Каков итог? Итогом стал договор на издание. Роман так и не вышел, так как случился кризис, а потом изменилась политика издательства. Но главным был опыт!
Опыт заключался в том, что хочешь попасть в цель — будь «в формате».
В случае с «писательством», что такое формат и каковы его компоненты, я разобралась только года через три. К этому моменту карьера начинающей писательницы интересовать меня перестала, так как гонорар не стоил приложенных усилий, а «формат», в который я, кстати, научилась попадать, не представлял интереса лично для меня.
На этом месте тем, кто считает, что реализация их творчества не стоит заморочек , тоже стоит закрыть эту страницу, как я закрыла страницу своей литературной деятельности.
А теперь проведем параллели. Литературный труд — это результат совместной работы «железной задницы» и четко направленных творческих усилий. Тоже самое касается и изделий хэндмэйд. Можно сколько угодно творить, но если все вокруг хотят розовых слоников, а вы делаете темно-синих, востребованы они будут не очень.
— А как же творчество? Как же самовыражение? Мне так не интересно! Считаю розовых слоников пошлыми, и буду делать только темно-синих, ибо вижу их только так! Ценитель найдется! — возмущенно скажет кто-то…
— А у меня нет розовых тканей и ниток, есть только синие. Покупают же иногда… буду делать только синих… — печально скажет кто-то.
— Вот еще подстраиваться! Мне нравятся только синие, раньше всегда делали именно синих и прекрасно жили! — фыркнет кто-то.
И это их личный выбор. Я его уважаю, принимаю и… иду дальше.
Изделия хэндмэйд покупают за оригинальность, за неповторимость, за красоту и непохожесть. Но мало кто оценит их индивидуальность, если он не в «формате». И вот тут-то и пригодятся наши творческие способности. Умение соединить полет фантазии и творчества с актуальными трендами. И не забывать при этом, что тренды меняются. И в следующем сезоне розовые слоники уже наскучат, и все захотят лиловых.
А еще есть пресловутые китайцы, с их неимоверной производительностью и низкими ценам… Вот уж воистину беда!
Но все не так страшно, как кажется.
Для примера дальше мне придется использовать свои работы, так как в тонкостях других областей хэндмэйда я не очень разбираюсь, а говорить абстрактно мне кажется не очень полезным и интересным.
Мой магазин посвящен камням — кабошонам, огранке и камнерезной пластике.
Вот уж где китайцы и индусы практически полностью заполнили рынок, и, казалось бы, выжить на фоне их низких цен и широкого ассортимента практически невозможно.
Но отчаиваться рано, и мы стали искать бреши в сплошной стене китайской самоцветной индустрии. После анализа рынка стало очевидно, что в резьбе китайцы грешат избитостью сюжетов и грубостью обработки, кабошоны делают стандартных форм, а про особенности азиатской огранки у нас есть отдельная статья.
С качеством все понятно — даешь идеальную обработку поверхностей, четкость граней, сверкучую огранку, которая не будет скалываться при закрепке.
В этом месте каждый может подставить что-то характерное для своего направления хэдмэйда.
Но на одном только качестве материала далеко не уедешь… Если продолжить аналогию с литературой, то качество стиля изложения не является гарантией интереса читателей к произведению в целом.
На этом месте включаем голову и думаем — а зачем покупателю именно наши вещи? Чем они отличаются от конкурентов и чем могут его заинтересовать?
Можно полностью уйти в отрыв и начать создавать свой собственный стиль, наплевав на моду и тренд. Прекрасно! 1 из 100000 станет звездой. Если вы настолько амбициозны — дерзайте!
Но большинство из нас при попытке взлететь, внезапно натыкаются на стену, а потом падают вниз. Падают тяжело и больно.
Что же за причины у этого печального действия? Почему мы не получаем того отклика, на который рассчитываем? А все очень просто! Зачатую у нас связанны руки.
И кандалы сковываю нас.
— Какие, нафиг, кандалы, что за словоблудие?! — можете возмутиться вы.
Кандалы — это комплекс стереотипов, страхов и шаблонов, что мешает развиваться.
Боимся пробовать новые формы, боимся пробовать новое сочетание материалов, боимся выйти из зоны комфорта.
Если вы знаете кого-то, кто не вышел из зоны комфорта и достиг успеха, расскажет мне о нем!
Не вышел из зоны комфорта — тяни лямку! Для образного примера хочу привести практически любого наемного работника. Психологически они не выходят из зоны комфорта, ежедневно делают одно и тоже и у них есть уверенность в том, что они будут делать завтра. Уверенность несколько обманчивая объективно, но думать о том, что делать завтра им не надо. В целом, это выглядит так:
Если вы день за днем делает все то же, все так же, то и ваш труд выглядит так же. Тяжело, однообразно, малоэффективно. И еще, что самое ужасное — гадкие конкуренты так и норовят обогнать вас на лошадях, пока вы гребете в лодке по суше.
Страшная картинка, не правда ли?
Всю свою творческую жизнь мы с мужем постоянно меняемся, пробуем новое. Новые направления. Новые материалы. Новые рынки. Новые идеи. Новая техническая база.
Да, все это требует вложений, и определенного риска. Но без этого развитие остановится, творчество умрет, и вообще станет скучно.
Жизнь не стоит не месте. В тот день, когда вам не захочется менять что-либо в своем творчестве, пробовать новое, необычное, или вам станет неинтересно, как отнесутся к этому покупатели, не захочется попробовать новые материалы и стили — этот день станет началом конца вас, как творческой личности.
Но это лишь одна сторона медали.
А теперь включаем мозг и усиленно думаем, как сочетать свои новации с продающимися трендами. С модными тенденциями, ведь даже работа с новой цветовой гаммой может помочь вам оказаться впереди конкурентов!
В итоге, получаем 2 необходимых составляющих творческого успеха.
Придумать свою оригинальную фишку.
Придумать, как сочетать эту фишку с трендом.
Отдельно стоит вопрос рекламы. Без нее, как известно, воз не тронется с места. Но данная статья посвящена не другому. И это как раз тот аспект, который я еще постигаю :)
Хочется подвести некоторый итог. Нет универсальных путей для каждого из направлений хэндмэйда. Но есть единый алгоритм, направления мысли.