Потайные домики для внутреннего ребенка: интервью с Ольгой Мутиной

Эти работы на Ярмарке Мастеров очаровывают сразу. Хочется рассмотреть каждую деталь. Хочется соприкоснуться с этим маленьким чудом.

Наша сегодняшняя гостья, волшебница миниатюры Ольга Мутина, рассказывает, как появился ее первый карманный домик, может ли творчество научить осуществлять свои мечты и почему для мастеров так важна честность. Общение с Ольгой оставляет то же доброе и теплое ощущение сказки, как ее творчество.        

— Ваши работы могут быть трогательным украшением интерьера, хранителем воспоминаний и настоящей игрушкой мечты. Для кого их чаще заказывают, для себя или для своих детей?
— В основном мои миниатюры заказывают для себя или в подарок взрослому человеку. Бывает, что купив домик дочке, покупатели возвращаются за чем-то «более серьезным» для себя. Но почти всегда независимо от того, для кого и по какому поводу или без повода приобреталась миниатюра, получив посылку, взрослые мне очень эмоционально пишут, что она «возвращает в детство», «напоминает о детстве» или «в детстве я бы многое за такой домик отдала». Мне кажется, что любая миниатюра покупается ребенку, 10-летнему или тому, который всегда остается внутри нас. Самой «взрослой» девочке-покупателю моих работ 75 лет. После долгого общения на нашу любимую тему она сама начала делать миниатюрные румбоксы и заселяет их сделанными своими руками ватными куклами.

— Вы с детства увлекались созданием миниатюр и домиков. Сразу вспоминаются «Гарантийные человечки» Эдуарда Успенского. Расскажите, пожалуйста, связано ли у Вас это занятие с любимой сказкой или мультфильмом? Каких персонажей Вы чаще всего туда поселяли?
— Книги, конечно, повлияли на мое увлечение, но началось оно раньше. Родителям было не до меня, и книги читали редко, но нам, троим детям, приходилось часто быть у них под боком, хотя приставать было нельзя. Мама — воспитатель, часто после работы что-то мастерила для садика: настольные игры, игрушки из соленого теста, тряпичных и ватных кукол, кукол из папье-маше. Я подглядывала и мастерила рядом что-то из тех же материалов. Это казалось настоящим чудом: из ниоткуда на столе вдруг появлялись зверята, человечки, картонная мебель, пряники и баранки из соленого теста, уменьшенные треугольнички кефира и молока… А папа был музыкантом в местном дворце культуры, и летом я ездила с ним на гастроли и концерты. Тогда-то я и придумала первый кармашковый домик — самую маленькую матрешку из набора поселила в спичечный коробок, устроила ей там постельку из тряпочек. Если концерт был на природе, то домик размером побольше собирался из листиков, камешков, веточек. Это все было до школы, научившись же читать, библиотека стала моим домом. Мои первые книжки о миниатюрных человечках — «Добывайки» Мэри Нортон, «Городок в табакерке» Одоевского и «Как я ловил человечков» Бориса Житкова.

— Вы делаете чудесные комнатки-медальоны, в которых дети могут носить любимую игрушку с собой. Наверняка Вы получаете много отзывов об их совместных приключениях. Поделитесь, пожалуйста, самой запомнившейся историей.
— На самом деле не так много отзывов. Несколько раз присылали фотографии из поездок, и довольно часто — моменты, когда ребенок мастерит для домика что-то новое самостоятельно: многие детки серьезно начинают увлекаться миниатюрой, тем более, что сейчас в интернете много мастер-классов. Если из отзывов выделить что-то одно, вспоминается грустная до слез история о лежачей девочке, которая никогда не расстается с медальоном-домиком: он или у нее в ладошке или под подушкой.

— Вы любите использовать для обустройства своих миниатюр разнообразные вещицы, которые находите вокруг себя. А какие детали Вам нравится мастерить или лепить самостоятельно, с нуля?
— Поиски нужных металлических и стеклянных деталей для миниатюры когда-то были для меня настоящим квестом. Или наоборот, нужно было придумать, на что сгодится готовящаяся на выброс бижутерия. Бывает, отложишь в коробочку, через месяц добавишь в нее еще деталь, другую и появляется вдруг образ предмета, который и рождает в будущем всю композицию. Сейчас же выбор фурнитуры для украшений и декора поистине необъятен, и миниатюра рождается прямо из головы. Остается только выяснить в сети, где и что раздобыть для ее создания. Но как мне иногда не хватает этого чувства игры и поиска…
В действительности же большую часть миниатюры — бумажные, тканевые и деревянные вещицы — возможно сделать только с нуля. У меня это книги, блокноты, фотоальбомы, рамки, спички, волшебные палочки, микромебель и многое другое. Тут выручают навыки и мастерство, и обязательно — подробное изучение реального предмета. В случаях с книгами и альбомами я изучала разные варианты компоновки и переплета страниц, все способы перепробовала на миниатюрных книжках, какие-то шаги убрала, как ненужные или сложные, что-то добавила от себя.

— Создавали ли Вы потайные домики для своих детей? Передалось ли им это увлечение или у вас с ними были другие любимые игры?

— У меня два сына, теперь уже совсем взрослые и самостоятельные. Как-то построила им трехэтажный дом в коробке, но им был больше интересен процесс создания, чем игра с домом. Еще был настоящий городок, который я начала делать, чтобы научить старшего ребенка читать: он знал алфавит и слоги, но не хотел их соединять. Я смастерила из коробок разные здания и написала на них вывески. Так мой любопытный сын научился читать в 3 года. Этот городок, выстроенный на большом старом столе, мы потом дополняли уже вместе: дети придумывали, что нужен зоопарк, пляж, детская площадка или полицейский участок, потом искали материалы, и начиналось самое интересное. Позже этот настольный городок переехал в детский сад, в который они оба ходили. 
Сейчас мой старший сын живет в Америке, ему 20 лет, а младший, ему 17, самостоятельно поступил в МГУ — это были их мечты, и они сами смогли воплотить их. Иногда я задумываюсь, а не наши ли совместные игры и творчество, научившие их, что создать можно все что угодно, если придумать как и найти из чего, помогли им в этом?

— Ваши покупатели могут поселить в домик собственную игрушку, заказать фабричную или созданную вами. Что они выбирают чаще всего?
— В самом начале создания моих домиков я пыталась шить зверят сама, но поняла, что это отнимает у меня много времени и сил, а результат не всегда радует. Но ведь творчество должно быть в радость! Я нашла выход — заказываю мягких и деревянных зверят у мастериц, которые по-настоящему увлечены своим делом. Очень сдружилась с девочками и вижу, как меняются и растут их работы. А мои покупатели теперь могут выбрать оптимальные для себя стиль, цвет и размер. Такие игрушки всегда разные, даже характер у каждой свой, наверное, поэтому их чаще выбирают.

— Ваши сундучки часто создаются для путешествий. А Вы любите путешествовать? Какие страны вы бы хотели посетить?
— О, путешествие — это еще одна моя большая страсть, после семьи, творчества и книг. Путешествия ведь бывают и маленькие, это я поняла еще в 5 лет, путешествуя всего пару часов с папой и его хором в стареньком автобусе. Стараюсь каждую неделю куда-нибудь выбираться — в соседний или далекий город, в крайнем случае, на природу, благо живу на Волге и красивых мест вокруг достаточно в любое время года.  А этим летом исполнилась моя мечта: мы с мужем исколесили на машине 11 европейских стран, множество маленьких и больших городов. Из этой поездки я привезла с собой много идей и еще больше природного материала для их воплощения. И в моем магазине после этого большого приключения появился самый крошечный из всех моих домиков-чемоданов, размером всего с половинку спичечного коробка, но при этом с кучей аксессуаров и с мишкой-путешественником, который ездил с нами и фотографировался у разных достопримечательностей. Миниатюра с историей для настоящих коллекционеров-романтиков: потертый деревянный чемоданчик и потрепанный кроха-мишка, ведь они почти все время были у меня в руке.

— Домики-медальончики, которые можно носить с собой, похожи на талисманы. Есть ли у Вас свой талисман, который обычно с Вами?
— Да, у меня есть брелок заяц-примитив, которого сшил мой муж, далекий от хендмейда. К тому же заяц сшит из моего любимого, но обреченного на выброс бархатного платья, а глазки-бусинки у него — от любимого браслета. Я верю в тепло и энергию вещей, которые вкладывают в них люди, время и ситуации, поэтому берегу его очень.

— Вы так внимательно обустраиваете маленькие жилища, нравится ли Вам заниматься интерьером у себя дома? Собираете ли вы интересные предметы декора?
— Я дизайнер по интерьеру и, конечно, дома у нас постоянный ремонт: то по случаю переоборудования моего рабочего места, то перестановка после отъезда уже взрослых детей. Я стараюсь все предметы интерьера и декора делать своими руками — светильники, напольные цветочные горшки, полки, корзинки. Может, что-то и получается коряво, но для меня все это такое родное и, главное, единственное на всем белом свете и придуманное мной, а не взятое из интернета. 
У меня есть две коллекции — разнообразные ежики от 1 до 10 см и реалистичная миниатюра. Для размещения последней коллекции пришлось сделать настоящий, в масштабе и с электричеством, кукольный дом. Так я смогла миниатюру разложить по тематикам — книги, альбомы и коллекция микроракушек в кабинете, мягкие и деревянные мини-игрушки в детской, еда и посуда в кухне, в гостиной множество разных статуэток, графинов, ваз и подсвечников, в спальне украшения, шкатулки, духи. Я не стремлюсь сделать реалистичным сам дом, в нем обычная покупная мебель и пол покрыт бумажным паркетом. Для меня важно найти настоящего мастера по миниатюрному стеклу, дереву, металлу и пополнить коллекцию очередным шедевром. Конечно же, дополняю пустующие полочки и сундуки своими миниатюрами.

— Вы создаете миниатюры по интересам, например, уголок рукодельницы, композиция «На рыбалку». Расскажите, пожалуйста, о самом интересном и неожиданном индивидуальном заказе.
— Такие миниатюры чаще всего заказывают в подарок. Любую, даже готовую работу, выбранную по интересам одариваемого, я прошу дополнить чем-то личным, значимым и близким только для него, тогда подарок коснется самых глубин сердца. Тут покупатели теряются и говорят, что не знают ничего такого — «это обычный человек и ничем не увлекается». Тогда я подробно выспрашиваю о любимых книгах, домашних животных, коллекциях, может быть, о значимом событии или людях, прошу прислать фото и размещаю его в румбоксе. Именно из таких особенных мелочей мы и состоим, и совсем необязательно увлекаться чем-то глобальным. Реакция на такой подарок всегда эмоциональная, и он еще долго будет вызывать душевный трепет. 
Недавно делала румбокс к юбилею известного дизайнера и телеведущего Александра Васильева. Заказчица знает его давно и рассказала о нем так, что я еще во время разговора почувствовала, как румбокс рождается в моей голове. Недостающую информацию и обложки книг, которые Александр Васильев написал, я нашла в интернете. Еще заказчица прислала кусочки ткани, кружев и бархата, с которыми работал Александр. Получилось разместить много всего в маленькой коробочке-рамке с подсветкой и старинными тканями на манекене. Отдельно создавала эскизы обложек книг и открыток, они вынимаются, чтоб можно было рассмотреть каждую.

— У вас есть особенная работа — крошечный чемоданчик с коллекцией самоцветов. Как появилась эта идея, увлекаетесь ли вы натуральными камнями? 
— Одна из любимых работ. Этот чемоданчик появился, как и все мои миниатюры, совершенно случайно. Сначала в коробку к одному камешку диаметром 5 мм закинула второй, потом знакомые отдали парочку ненужных от старых украшений, еще несколько купила на выставке, посвященной ювелирному искусству. Подержав все это в руке, я захотела оформить их в единое целое и так, чтобы можно было рассматривать, не боясь уронить и потерять. Списалась через интернет с ювелирами и геммологами, купила у них подходящие по размеру камешки и разместила все это сначала на бумаге, а потом уже по готовой схеме вырезала чемоданчик из красного дерева. Полоски прозрачного пластика можно открыть, чтобы камни можно было доставать и рассматривать под микроскопом. Это так увлекательно — все камни разные по цвету, рисунку, плотности! Закрывается чемоданчик на крохотные магнитики.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— Хочется начать с примера из моей практики, о наболевшем, так сказать. Среди всех потайных домиков моего магазина я полностью придуманным мною считаю чемоданчик-домик. Я ему и имя придумала — чемоДомик. Эту идею я развивала несколько лет, совершенствовала ее, меняя наполнение. Сейчас Ярмарка Мастеров пестрит копиями моих чемодомиков и ссылки на них мне шлют сами покупатели, при этом большинство «мастеров» ленятся даже текст описания менять. А ведь с этого начинается творчество — увидеть идею, добавить что-то свое, идущее от сердца, а там недалеко и до создания совершенно нового продукта. Я совсем не против, что те, кто шьют прекрасных зверят, заселяют их в подобные домики, я даже описание основных ошибок изготовления полочек и кроватки описала в своем блоге. Ведь самое главное в итоге, что кто-то где-то потом будет радоваться, и мир станет на одну улыбку светлее и добрее. Просто нужно быть честными и указывать в описании автора идеи или писать, что «работа выполнена по мотивам автора… ». А то грустно потом в чужих отзывах читать о «необычной и оригинальной идее». Грустно, в первую очередь, за плагиатора, ведь он получит радость только от прибыли, сама похвала не ему адресована, и он никогда не почувствует ту настоящую глубокую радость от поиска и открытия, тот восторг от признания, что его идея интересна и оценена по достоинству. 
И тут каждому мастеру нужно сделать выбор: вы будете придумывать новое, но свое, двигаться вперед, расти? Или копировать, зная при этом, что большая часть ваших подписчиков и покупателей в курсе, откуда ноги, вернее, руки растут?
Но, наверное, в любой работе, и особенно в творческой, важнее всего любить то, что вы делаете. Мастерство и навыки придут со временем, а если вы хватаетесь на первое попавшееся дело только потому, что оно «легкое» и «без вложений» или соседка на этом «миллион заработала», то рано или поздно или вы устанете, или покупатель разглядит, что чего-то в работе не хватает — ведь работа, в которую вложена душа и любовь, в руках оживает.