Основы цветоведения для мишкоделов

Любой художник, в какой бы области творчества он ни работал, обязан хорошо разбираться в цвете.

Наука о цвете, цветоведение, обширна и многогранна. Это комплексная наука, включающая в себя совокупность систематизированных знаний из области физики, физиологии и психологии, изучающих физические и механические свойства цвета, как природного явления и феномена. А также цветоведение это еще и совокупность данных философии, истории искусства, эстетики, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

В цветоведении есть раздел посвященный физическим свойствам цвета, это часть Ньютоновской оптической теории. В этой части знаний о цвете речь идет о разложении светового луча на цветовой спектр, там много специальных терминов, длинных слов, сложных приспособлений, и трудных математических формул. Это цветоведение для физиков.

Есть физиологическая сторона вопроса, в которой речь идет о конструкции и свойствах человеческого глаза. Который состоит из колбочек и палочек. Палочки отвечают за восприятие оттенков серого, а колбочки за восприятие цвета. Колбочки существуют трех видов, различающие синий, красный и зеленый цвет. То есть получается, что физиологически обусловлено, что основных цветов три, и это синий, зеленый и красный, все же остальные цвета получаются при смешивании этих трех. Это цветоведение для врачей и физиологов.

А есть в цветоведении часть, касающаяся механического смешения цветов, то есть собственно смешивания красок. Именно этот раздел, цветоведение для художников, нам наиболее интересен и на его изучении мы остановимся подробно.

Механическое смешение цвета значительно отличается от физического. Например, основных красок тоже три, но это красный, синий и желтый — это важно и надо запомнить! Основные краски нельзя получить механическим смешиванием, они или есть у нас готовые, или их нет.

Три основных краски при смешивании между собой дают все остальные цвета, зеленый, оранжевый и фиолетовый.

osnovi_cvetovedeniya_rastyazhki

Чтобы было проще разобраться, давайте выполним несколько простых упражнений.

Упражнение первое. Возьмите лист бумаги, и любые краски, лучше всего простую детскую акварель. От руки или циркулем нарисуйте большой круг, а в середине круг поменьше. Разделите получившийся бублик на шесть равных секторов.

Один из секторов закрасьте красной краской. Отступите один сектор и закрасьте желтый, затем снова отступите и закрасьте синий сектор. У вас должно поучиться три цветных сектора, разделенных белыми, пустыми промежутками.

Теперь смешайте на палитре красную и желтую краски. У вас получится оранжевый цвет. Закрасьте получившимся оранжевым сектор между красным и желтым.

Так же поступите с двумя другими парами цветов.osnovi_cvetovedeniya_krug1

При смешивании красного и синего у вас получится фиолетовый, а при смешивании синего и желтого – зеленый цвет.

Закрасьте соответствующими цветами оставшиеся промежутки.

У нас получился простой цветовой круг, так называемый круг Гёте.

Вообще-то цветовые круги бывают двух видов, физические, на основе 7-ступенчатого Ньютоновского круга, и физиологические, на основе 6-ступенчатого круга Гете. Нас интересуют вторые.

Итак, теперь мы знаем шесть цветов, три основных (синий, красный, желтый) и три составных(оранжевый, фиолетовый и зеленый).osnovi_cvetovedeniya_krug

Если мы проведем в нашем простом цветовом круге диаметры, то увидим, что они соединяют пары основных и составных цветов. Это красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Эти пары называются дополнительными или комплиментарными цветами.

Запомните, что эти сочетания всегда наиболее гармоничные, а так же наиболее яркие. Каждая пара содержит в себе весь цветовой спектр.

Разумеется, гармонично и хорошо сочетаются любые пары основных цветов, красный и синий, синий и желтый, желтый и красный. Это менее яркие пары, нежели дополнительные.

А вот пары дополнительных цветов (оранжевый и фиолетовый, зеленый и фиолетовый, зеленый и оранжевый) – это дисгармоничные сочетания, и их стоит избегать.

Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так же гармоничные.

Кстати при смешивании любой пары дополнительных цветов всегда получается коричневый.

Цветовой круг не всегда ограничивается шестью цветами. Основных красок , конечно же, больше не станет, их всего три. А вот в составных может прибавиться оттенков. Чтобы лучше разобраться в появлении оттенков цвета, сделаем еще одно упражнение.

Упражнение второе. Для начала нарисуйте на листе бумаги бублик как и в первом упражнении. Но теперь нам надо поделить его не на шесть, а на 12 частей.

Основными цветами закрашиваем три сектора, так чтобы между каждой парой получилось по три свободных части.

Теперь смещаем на палитре оранжевую краску, и закрасим ею средний сектор между красным и желтым. Между оранжевым и желтым и между оранжевым и красным у нас тоже остались промежутки.

Оставшуюся на палитре неизрасходованной оранжевую краску поделим на две части, и в одну добавим еще желтого. У нас получился желто-оранжевый оттенок цвета. Закрасим им промежуток между желтым и оранжевым.

Теперь добавим в нетронутую часть оранжевой краски красную. У нас получится красно-оранжевый оттенок. Закрасим им промежуток между красным и оранжевым.

Нам осталось повторить то же самое с другими парами цветов.osnovi_cvetovedeniya_krug2

Мы получили трехступенчатый переход между основными цветами через дополнительные.

Разумеется, ступенек перехода может быть сколь угодно много. Их количество ограничивается только индивидуальной способностью глаза различать оттенки. Кстати, эта способность – не константа, глаз можно (и нужно!) тренировать.

Опять же, диаметры в цветовом круге любого размера дадут пары дополнительных сочетаний, наиболее ярких и гармоничных пар дополнительных оттенков.

А теперь, вперед! Расписывать глазки и красить мохер!