История материалов: металлическая глина

Металлическая глина была впервые разработана в Японии в 1990 году. Это глина, состоящая из мельчайших частиц металла, таких как серебро, медь, золото и медь. Металлическую глину обрабатывают также, как и обычную глину- разминают и формуют. Но обжиг производят с помощью газовых горелок или в печах для обжига.

50448-2T

При этом связующее вещество полностью выгорает, оставляя лишь сам металл. Работать с металлической глиной легче в том плане, что вы можете придать изделию любую форму и текстуру. Останавливает от работы с металлической глиной лишь одно-высокая стоимость глины. Например, металлическая глина от производителя PMC (precious metal clay) серебряная весом всего 6,3 грамма стоит $16,42. При этом металлическую глину производят несколько фирм- PMC, Art Clay. Выпускают глину в блоках, как полимерная глина, и в порошке.

Основные минусы вы узнали, пора увидеть плюсы металлической глины. Металлическая глина в работе похожа на полимерную глину, поэтому иногда применяются текстурные листы и самодельные молды из растений. После обжига в печи или газовой горелкой, изделие из металлической глины получается матовым, далее следует шлифовка, полировка и патинирование. Так же применяют покрытие цветными эмалями.

1ffb352c5ee83f44072fbdcc10e75da4

7ed7f971b48f083fab613f5c215361dba087db8a2f711a6f14a4c6c51e4f7d39 600c08c547f7c9104e05d2379e0be22e 823d5ec5e9519ff91e4cff2c91451a87 4747934f9aa5b2138f52e5e136f0077b

 

Общие этапы работы с металлической глиной отличаются от работы с пластикой и больше похожи на технологию работы с обычной «глиняной» глиной.

1 — Перед началом лепки надо смазать рабочую поверхность, инструменты (лезвия, штампы, формочки) и руки небольшим количеством оливкового масла — металлическая глина довольно липкая, но пара капель масла помогают с ней справится. Работать удобно на стекле, вощеной бумаге или любой другой невпитывающей воду поверхности (простая бумага не подойдет — глина на ней очень быстро высохнет).

2 — Оторвать от брикетика небольшой кусочек глины для непосредственной работы, а остальное снова замотать в пакетик и закрыть плотно, чтобы воздух не проникал.

3- В отличие от полимерной глины, металлическую разминать не надо — надо наоборот быстренько ее раскатать скалкой на нужную толщину (паста-машина не подходит) и вырезать все, что задумано. А если используются штампы, быстренько вжать глину в форму, пока она влажная и пластичная. От чрезмерного разминания металлическая глина подсыхает и становится менее пластичной, начинает крошиться.
Металлические глины очень быстро сохнут, особенно медь — с ней надо работать довольно быстро, иначе она твердеет и начинает крошиться твердыми кусочками, которые потом практически невозможно реабилитировать водой. Серебро сохнет не так быстро как медь, и его можно немного оживить водой, если серебро подсохло. Капать воды надо совсем немного — чуть-чуть пшикнуть из пульвилизатора на кусок глины. С серебром трюк с водой работает, с медью не очень. Если глина засохла, то кусочек, спрыснутый водой, можно немного помять, завернуть в пленку на минут пять, дать воде впитаться, и потом попробовать размять глину получше — часто срабатывает.

4 — Готовые детальки надо разложить сушиться. Можно сушить феном, или на подставке для подогрева кружек, например. Но можно и просто так на воздухе, просто чуть дольше подождать придется. Сушить нужно пока вся вода не испарится и заготовки не станут сухими и твердыми. Тонкие маленькие детальки сохнут быстро, толстые (толще 3мм) надо сушить дольше. Плохо высушенная глина будет пузыриться и лопаться при запекании. В инструкции к материалу обычно указывается времы просушки. Обычно это несколько часов или сутки.
В сушеном состоянии глина может лежать сколь угодно долго.

В инструкции к медной глине сказано, что на воздухе ее надо сушить не меньше 24-х часов.

5 — Засохшую глину можно (и нужно) обработать надфилем и наждачной бумагой — подпилить все неровности, выровнять края, ошкурить поверхность. В сухом и еще незапеченом состоянии металлические глины очень легко обрабатывать — они очень легко пилятся напильниками, надфилями, запросто сверлятся. В этом состоянии заготовкам легко придать любую точную форму, высверлить и пропилить отверстия, пропилить линии, и пр.
На этом этапе важно зашкурить и спилить все острые и колючие места, которые в твердом состоянии могут царапаться. Запеченый металл обрабатывать будет уже гораздо сложнее.
Стружку и мелкие частички металла, счищающиеся при сверлении можно собрать на бумажку, ссыпать в небольшую закрывающуюся баночку и впоследствии эту пудру разбавлять при необходимости каплей воды для получения шликера (жидкого раствора глины), который можно использвать для склеивания деталей между собой, рисования кисточкой и других идей. Короче, не выбрасывайте эту пыль — она пригодится;)

6- Запекание.
Металлическую глину удобнее всего запекать в муфельной печи. Можно все изделия положить в печь и сразу все вместе за 30 минут запечь. Но печки эти дорогие, для небольших объемов можно обойтись бутановой горелкой и огнеупорным кирпичом (или глиняным блюдечком от терракотового цветочного горшка).
Просто положить заготовку на кирпич и прогреть ее до розового свечения. Сначала будет небольшое пламя — это выгорает пластификатор. Заготовка немного сожмется (станет меньше на 10-12 процентов). И изделие начнет светиться, серебро — розовым, а медь — ярко оранжевым. Надо это свечение поддерживать около 3х минут.
Серебро PMC3 запекается из расчета 1 минута на 1 мм толщины. Т.е. толстые изделия надо прогревать дольше. 3мм — 3 минуты, 5мм — 5 минут. Лучше дольше, чем меньше. Недопеченая глина внутри останется хрупкой, а вот долгое запекание металлу не вредит.
Медь надо запекать от 3х до 5ти минут минимум.
Медь запекается при большей температуре — за ней следить проще.
Серебро плавится очень быстро. Надо внимательно следить, и отодвигать горелку подальше, если вы заметили, что розовый свет пропадает и изделие начинает плавиться (подтаивать — как бы «потеть»), т.е. когда поверхность серебра начинает блестеть металлом — это значит, что температура слишком высокая.

7 — Готовое зажареное изделие удаляется пинцетом с крипича (ясно, что все ужасно горячее и трогать руками это нельзя, да?;). С серебром на этом все. Переложите горячую серебряную заготовку остывать на стекло или керамическую тарелку или подставку, т.е. на огнеупорную поверхность. Дерево и бумагу держите подальше — они прожгутся.
А вот медь надо сразу из-под горелки бросить в холодную воду, чтобы она не окислилась.
Часть нагара от меди остается в воде.
Запеченое остывшее серебро выглядит как покрашеное известкой — белое. А медь очень похожа по цвету на нормальную глину, т.е. она матово-коричневая.

8 — Готовое изделие чистится металлической щеткой до исчезновения «известки» и появления металлического блеска.

9 — Серебро уже готово — его можно использовать блестящим, полировать или окислять. А вот медь надо еще пиклевать, чтобы полностью удалить нагар. Пиклевать надо в спец. растворе кислоты. Многие берут для этого аскорбиновую кислоту (столовая ложка на стакан воды). Нагар снимается быстрее, если раствор для пиклевания прокипятить. Т.е. надо смешать кислоту с водой в эмалированной или стеклянной посуде, довести раствор до кипения и бросить медные заготовки в кипящую воду. Через пару минут в растворе медь посветлеет, нагар уйдет, и готовые изделия можно хорошенько промыть под холодной водой и высушить.

10- После пиклевания медь можно снова отполировать металлической щеткой.
11 — При желании готовые медные изделия можно окислить парами аммиака или в растворе серной печени, чтобы оттенить впадины и подчеркнуть текстуру и рисунок, придать налет старины.

12 — В конце изделия нужно отполировать. Можно просто потереть детальки металлической щеткой или металлической ватой для придания большего блеска и увеличения жесткости металла. Идеально использовать для этой цели тамблер, в котором металлические детали будут крутиться и полироваться друг о друга и о свинцовые шарики-наполнители.

13 — Чтобы окончательно смыть пыль и остатки химикатов, готовые изделия надо хорошо промыть в мыльной воде или сполоснуть в растворе с содой.

14 — собирать в украшение!

Дополнительные замечания:
Серебряная глина не должна ни в коем случае соприкасаться с алюминием. Т.е. не используйте в работе алюминевую фольгу и алюминевые инструменты и формочки — все прилипнет.
Надфили, напильники и наждачная бумага, используемые для обработки еще незапеченых меди и серебра, должны быть разными. Разные металлы в сухом состоянии (пудра) не должны смешиваться друг с другом. Остальные инструменты (формочки, штампы, лезвия, скалки) можно использовать и для полимерной, и для серебряной, и для медной глины. Просто все это надо хорошенько помыть и почистить перед работой с другим материалом.
С запеченой медью и серебром можно делать все, что угодно, что делают с металлами. Штамповать, делать чеканку, гравировку, гнуть, и пр.
Например, медь можно прогреть горелкой до появления радужных разводов

DSC_0155

или до изменения оттенка.

DSC_0156

Серебряные детальки

DSC_0136