КНИГА «ИСТОРИЯ ЕЛОЧНОЙ ИГРУШКИ»
Профессор истории, завкафедрой историографии и источниковедения Казанского федерального университета Алла Сальникова о том, как елочные игрушки превращают обычное хвойное дерево в волшебную сказку.
Это не столько сентиментальное путешествие по волнам коллективной памяти читателей, выросших в советское и постсоветское время, сколько глубокое исследование того, как эпоха отливала и запечатлевала себя в предметах. «Беспредметная красивость» елочных украшений эпохи модерна сменялась жестким тоталитарным запретом на «буржуазный» елочный декор во второй половине 1920-х годов, который в свою очередь уступал место новой елке советского образца — порождению сталинской концепции, согласно которой «жить стало лучше, жить стало веселей». Бесхитростные «дрезденские» игрушки из тисненого картона, простенькие ватные самоделки, бумажные флажки и хрупкие восковые отливки вытеснялись фабричного производства стеклянными домиками, шарами, хлопушками, красноармейцами и физкультурниками. Венчающая елку звезда из шестиконечной — рождественской — превращалась в пятиконечную — революционную…
Обо всем этом рассказала сама автор в интервью радио «Эхо Москвы», фрагмент которого мы и предлагаем вашему вниманию:
— Считается, что елочная игрушка вместе с украшенной рождественской елкой появилась в 30-е годы 19-го века. Но это если говорить о семьях, о русских домах. Немцы, конечно, гораздо раньше использовали елочную игрушку, наряжали елку. Они привезли эту традицию со своей родины, и они ее воспроизводили в России. Но точно установить дату, когда была поставлена наряженная елка, пока не представляется возможным. Об этом писала еще и Душечкина в своей книге, потому что слишком мало источников, слишком эти источники трудно верифицируемы и трудно сопоставимы между собой, чтобы однозначно сказать, что да, это было именно вот так вот. Приблизительно, это 30-е годы.
Так где же, все-таки, была первая публичная елка, что считают исследователи?
Исследователи считают, что первая публичная елка в России была установлена в 1852-м году в Петербурге на Екатерингофском вокзале, и украшена она была цветными лоскутами бумаги.
А потом, дальше что было с елками?
А потом елки стали устанавливаться уже повсеместно, достаточно широко. И публичные елки были не менее распространены, чем елки домашние. Публичные елки устанавливались часто в театрах, в городских клубах. И хочется отметить, что зачастую они не носили замкнутого характера. Иногда требовалась рекомендация члена клуба, правда, и приобретенный билет, но в некоторые клубы, например, в Казани в купеческом клубе можно было поучаствовать в праздновании Рождества, рождественской елки, для этого достаточно было просто купить билет. Ведь раньше подарки тоже вывешивались на елку, и ребенок без подарка не уходил.
Когда началась эта традиция?
Годы точно я назвать не могу. Конечно, безусловно, елка обязательно предполагала наличие подарка. Подарки на елку вывешивались, и существовала, я бы сказала, ужасная традиция разрушения или разграбления елки, когда подарок не просто снимался с елки и отдавался ребенку, а когда после радостного веселья елка отдавалась просто на откуп детям в конце праздника и они набрасывались на эту елку и каждый сдирал с этой елки все, что хотел. И совершенно ужасная история произошла в одной из школ российских в 1921-м году. Об этом есть информация в журнале «Вестник просвещения», и там описывается одна из таких советских елок, когда в школу поступило большое количество реквизированных из игрушечного магазина дорогих игрушек, как было там написано, в основном немецких стеклянных игрушек. И дети вместе с учителями на протяжении трех дней наряжали эту елку, они так готовились к этому празднику. Потом они водили хороводы вокруг елки и в конце с безумным криком и ором они накинулись на елку, елка была повержена, игрушки частью расхватаны, частью помяты, уничтожены.
Елка в годы войны.
Елка в годы войны представляла собой очень специфическое явление. В этих тяжелых условиях наблюдался рост религиозности населения, и очень часто военная елка, она представляла собой переплетение советской новогодней и религиозной рождественской елки. И современники пишут о том, что на этой елке висели и, — если они, конечно, сохранились, — прежние дореволюционные рождественские украшения: и ангелочки, и вертеп даже мог стоять под елкой рождественской; и одновременно рядом могла висеть красная звезда, шар с изображением серпа и молота. И вот эта тенденция, она, безусловно, присутствовала. И кроме того, изменилось производство в это время, потому что понятно было, что тяжело очень было, и материальная база была слабая. И очень часто в это время из отходов производства, например, из проволоки стали изготовлять игрушки – это целая серия игрушек. И содержательно в момент наличия этой милитаризированной игрушки, конечно, тоже можно отметить, но нужно сказать, что так называемая военная игрушка, она появилась уже в период подготовки, она появилась уже с середины 30-х годов. Это и девочки-санитарки с сумкой через плечо с красным крестом, это и собаки-санитары, это и различная военная техника. Эта общая тенденция, и она во многом объединяет елочную игрушку советскую и немецкую этого времени – там то же самое было.
А дальнейшее развитие игрушки елочной. Каково оно? Что внесла эпоха, стоявшая на дворе?
До середины 50-х годов никаких особых изменений в елочной игрушке не происходило, но главная задача, которая в то время ставилась – это наращивание елочного игрушечного производства, потому что все-таки производство елочной игрушки продолжало развиваться в основном в столицах, продолжало развиваться в крупных городах, и то далеко не во всех, и в документах идет речь о нехватке елочной игрушки и говорится о том, что елочной игрушки на праздник даже может не хватить. И в маленьких городках действительно так и происходило, игрушки могло не хватить. Приведя пример той же Казани, хочу сказать, что, например, в Казани первая артель по производству елочной игрушки появилась только 1950-м году. И я думаю, что это не единственный пример. И поэтому попытки нарастить производство, — пусть это было кустарное производство, но пусть будет больше артелей, пусть они объединяются, — это была основная первостепенная задача. А содержательное изменение началось уже в хрущевский период…
Это все из спрессованной ваты и с проблесками серебряной краски?
В 50-е годы уже больше стекло. Кроме того появились елочные украшения бытового типа, потому что люди, они уже устали от всех ограничений, от нехватки таких простейших бытовых предметов потребления, и поэтому появились кофейники, чайники, самоварчики, вазочки, настольные лампы – обычные атрибуты обычного нормального человеческого быта. И их стали помещать на елку. И кроме того, на волне строительства Хрущева, хрущевского жилья, этих маленьких квартир, стали появляться мини-игрушки, набор мини-украшений, потому что в такую квартиру можно было поставить только мини-елку с мини-игрушками.
Наше время что новое привнесло в елочную игрушку?
С нашим временем ситуация здесь непростая. 90-е годы, естественно, принесли большие изменения, и прежде всего изменился сам рынок. Потому что игрушка из-за рубежа и, как совершенно очевидно, китайская игрушка, она буквально заполонила российский рынок. Эта игрушка имела ряд преимуществ. Во-первых, она была небьющаяся, хорошо хранящаяся, дешевая и, казалось бы, достаточно красивая. Известный коллекционер Ким Балашак сказал, что 15 постсоветских лет, наверное, войдут в историю елки в России как эпоха засилья вот этого китайского ширпотреба. Ну, в последнее время благодаря наращиванию производства на российских фабриках игрушки, я считаю, что здесь очень положительные тенденции проявляются. Появляется прекрасная российская игрушка, игрушка, изготовленная по старинной технологии путем выдувания, игрушка ручной работы. Безусловно, с ней не может никакой китайский ширпотреб конкурировать.
Как воспринималась советская елка, и что люди вкладывали в это понятие?
Власть, она вкладывала одно в елочную игрушку: она использовала ее как важное воспитательное средство. А люди воспринимали елочную игрушку подчас совершенно по-другому. И когда они приобретали елочные украшения, они совершенно не задумывались о том идеологическом смысле, который был в елочную игрушку заложен. Их, конечно, прежде всего привлекала красота. И пусть это был красивый шар с серпом и молотом, они его покупали. Но не потому, что там был серп и молот, а потому что шар был красив. Советская власть, конечно, очень потрудилась над тем, чтобы создать такой идеологически заданный образ советской новогодней елки. В конце 30-х годов выходили многочисленные инструкции, инструкции в частности Наркомпроса, где подробно было написано, как украшать образцовую советскую елку: что должно быть на макушке, какие игрушки должны где лежать, как должно быть оформлено подножие советской елки. Причем здесь допускалась исключительно интересная вещь: у подножия елки могли быть выстроены композиции сразу на несколько актуальных для того времени сюжетов. Скажем, подвиг челюскинцев, образцовая советская квартира, образцовый советский колхоз – и все это под одной елкой располагалось. При этом совершенно необязательно было присутствие Деда Мороза. В одной из инструкций говорилось: а зачем Дед Мороз под елкой? Пусть он сидит в зале в качестве зрителя. Дети воспринимали елку по-другому. Меня очень интересовал этот сюжет, и я обратилась не только к письменным текстам, но и к детским рисункам. Когда я просмотрела журнал «Юный художник» за 30-е годы, за 40-е годы. Выяснилось, что первые детские рисунки, на которых была изображена украшенная елка, появились только уже в 38-м году, до этого дети или не рисовали, или журнал не хотел такие рисунки помещать. Как правило, игрушки на детских рисунках не воспроизводились, они присутствовали в обобщенном виде. Очень часто это такие большие светящиеся круги, которые, вероятно, изображали шары. Но красная звезда присутствовала всегда. И интересно с красной звездой: когда дети, вот эти дети 90-х годов писали свои воспоминания о елке и когда они пытались нарисовать образ образцовой елки, большинство воспоминаний содержало утверждение о том, что на елке обязательно должна быть красная звезда.
Какое место в числе елочных украшений занимают елочные украшения, сделанные своими руками?
Традиция самодельной или, как говорят, домодельной елочной игрушки существовала очень давно. И началось это в 19-м веке, когда игрушек не хватало, и игрушки в основном и висели на елках самодельные. В дворянских усадьбах, например, большинство игрушек были самодельные. Или пряники, фрукты – такого рода украшения. И эта тенденция, она в дореволюционной России использовалась как мощное средство воспитания. Например, в церковно-приходских школах детей побуждали к изготовлению елочных игрушек. Считалось, что это полезно, это труд, труд своими руками. Помимо того, что игрушек не хватало. В советской России эта традиция продолжала существовать, и тоже понятно, чем она была обусловлена. В 20-е годы, когда елка была запрещена и елочные игрушки не продавали, изготовлялись своими руками игрушки. В 30-е годы советская школа стала уделять большое внимание изготовлению игрушек. Причем здесь происходили совершенно курьезные вещи. В школу пришла совместная комиссия Наркомздрава и Наркомпроса и увидела, что дети клеят цепи из цветной бумаги. Они сказали: «Немедленно прекратить это занятие! Что такое цепь? Это символ рабства! В новой советской России – какие цепи? Ни в коем случае!» В то же время в методических указаниях по украшению елки говорилось, что дети должны клеить цепи, потому что именно цепи приобщают их к совместному коллективному труду. Разночтения в подходах здесь были совершенно очевидны. В годы войны игрушек не было, их опять делали своими руками. После войны игрушек тоже было мало, тоже делали своими руками. Но и позднее… я просто вспоминаю свое детство, меня принуждали к изготовлению елочных украшений, я клеила какие-то кособокие корзиночки, какие-то совершенно уродливые фонарики. Они мне самой страшно не нравились, но учительница говорила: «Мы должны украшать своими изделиями». И все эти страшные игрушки висели в классе на классной елке. Мне кажется, одно из самых замечательных описаний различных способов изготовления елочной игрушки содержится в воспоминаниях Ирины Токмаковой, в которых очень подробно, в деталях описывается о том, как эти игрушки изготовлялись уже в советское время в советском варианте. И она рассказывает о том, например, как делались клоуны или матрешки из скоррлупы, как клеились цепи. Как раскрашивались эти цепи. Как изготовлялись из соломы украшения. Самым сложным было изготовление китайских фонариков. Это вот те как раз, которые у меня совершенно не получались, но я думаю, что у нее они, наверное, получались очень хорошо. Далее автор пишет о том, что вешались на елку, конечно же, и съедобные украшения. Особенно любимым украшением в ее детстве были конфеты «Какао-шуа». Наверное, не из-за вкуса, а из-за этого прекрасного названия, которое мне тоже знакомо по романсам Вертинского – у меня дедушка его очень любил и говорил: «Какао-шуа» — это были такие конфеты!…»
Я хотела вспомнить Зощенко, ведь Зощенко тоже имеет некое отношение к елочным украшениям. В частности, в его рассказах фигурирует елка как предмет вожделения и елочные игрушки.
Да, это замечательный рассказ автобиографический о Леле и Миньке. Этот сюжет я связала с воспоминаниями о елочной игрушке, когда память тела оказывалась не слабее памяти души. И многие, вспоминая елочную игрушку, пишут не о том, какая она была красивая, как там елка сверкала и блистала, а о том, какие вкусные вещи на ней висели и как эти вкусные вещи хотелось съесть. И всем, наверное, известна эта история, когда Минька, не дождавшись прихода всех детей, откусил от красивого яблока кусок и потом мама пришла и увидела, и сказала : «Я хотела это яблоко подарить мальчику, пришедшему на елку, а теперь раз ты его надкусил, я подарю тот паровозик, который был предназначен тебе». И мне мама рассказывала, что тоже ей трудно было дождаться. Это был конец 30-х годов, и она говорит, что по крайней мере серебряные и золотые орехи, они редко дожидались новогоднего праздника. Она тихонько из с елки стаскивала и тихонько съедала.
Как отнеслась публика к тому, что елку вернули? Итак, середина 30-х, Постышев. Что народ: радовался, ликовал или, наоборот, были какие-то противоположные мнения?
Здесь все зависело от традиции, в значительной степени семейной традиции. Там, где елку праздновали, там, где ее наряжали и праздник отмечали, конечно же, возвращение елки было встречено с ликованием. Но там, где ее раньше не особенно широко отмечали, особенно в селе, у сельских детей, для многих из них елка была вообще не понятна и им совершенно чужда. И когда я собирала воспоминания, люди говорили о том, что когда они впервые увидели елку в школе, в сельской школе в конце 30-х – начале 40-х годов, они вообще не могли понять, для чего это нужно и что вообще в этой елке особенно хорошего. В семьях елку продолжали отмечать, эта традиция не прерывалась. Это каралось, и каралось очень жестоко. У меня есть потрясающий документ, который касался рассмотрения персональных дел работников советских архивов. Была реформа в архивном деле, и пытались полностью обновить штат, от так называемых старых сотрудников пытались избавиться. Так вот, нескольким сотрудницам было предъявлено обвинение в том, что они дома отмечали рождественскую елку. Это был главный критерий для увольнения, который был использован. Многие, наверное, помнят, представители старшего поколения, мама мне об этом рассказывала, что елку отмечали в доме всегда. Просто закрывали все ставни, плотно занавешивали темным материалом окна, чтобы ни один лучик света не пробился наружу, чтобы никто ничего не мог увидеть, и елку наряжали. И тоже в воспоминаниях есть очень интересные сюжеты о том, что когда не было елки, украшали то, что можно было украсить: украшали фикусы, украшали пальмы, украшали алое, украшали алое. А одна девочка вспоминала о том, что она ежедневно… мама давала ей цветок, она его украшала, играла, куклы водили хоровод вокруг елки, и каждый вечер игрушки снимались, опять убирались, и цветок водружался на свое место.
Источник: http://www.istpravda.ru/books/1501/