В этой статье хотим поделиться исследования и наработками, приоткрыть завесу в мир объемной вышивки и создания скульптур различными способами.

Известно, что скульптуру можно свалять, обшить, вышить, сплести, обклеить. Во всех случаях можно использовать бисер, стразы, канитель, кружево, ниточки, все наши любимые материалы. Но как при этом создается сам объем? Давайте изучать и выбирать удобный способ.

Первый способ

Первое о чем хочется рассказать, это вышивка на объеме из ткани, нитей, шерсти, шнура и пр.

В качестве примера можно привести Льняную собаку Helen Thompsom

Здесь скульптура собирается многослойным путем. Это самый очевидный, хороший и доступный метод для творческих людей, способных «видеть» объем и слепить скульптуру.

Как создается такая скульптура. Существует несколько технологий.

При помощи слоев ткани формируется объем. Если хотите сделать большую скульптуру, то за основу можно взять любую деревянную, пластиковую, картонную или даже бумажную заготовку, и приклеивать на нее лоскуты ткани, пришивать шнуры.

Для небольших размеров использовать заготовки не обязательно, достаточно тканевого объема. Создав достаточный по высоте объем, начинаем отдельными лоскутками формировать рельеф на поверхности.

Рассмотрим на примере Donya Coward

Объем можно создать при помощи шерсти, например методом валяния, либо обмотки шерстью и нитями проволочного каркаса. Это тоже разновидность многослойного объема.

В этом случае сначала скручивается проволочный скелет для устойчивости, затем каркас обматывается шерстью или нитями, наращивая объем.

Примеры работ в этой технике. Войлочные скульптуры Yvonne Herbst:

Таким способом сделана лапка розовой пантеры. А вот сама пантера вышита многослойным тканевым объемом

Когда работа по созданию скульптуры закончена, приступаем к украшению. Украшать можно при помощи кружева, меха, расшивать отдельные части бусинами, бисером, пайетками, кристаллами, используя при этом специальную кривую иглу для вышивки. Расшивается скульптура по поверхности, прокалывать все слои ткани не нужно.

У этой техники есть свои плюсы и минусы. К плюсам отнесу следующие моменты. Возможность создать любой рельеф, любого размера.

Например, этой техникой мы пользуемся при работе над объемной вышивкой брошей, когда создаем объем за счет слоев из фетра. А ведь можем создать и интерьерную статуэтку и даже 3Д скульптуру.

Минусы работы в этой технике:

  • неравномерная утяжка нити при украшении бисером может дать искажение скульптуры
  • тяжесть скульптуры из-за слоев ткани
  • многослойность, большой расход материала, которым создается объем.

Применительно к работе над скульптурой этот способ создания объема подходит только умеющим «видеть» и лепить объем с чистого листа. Требует определенных художественных навыков.

В описанной технике также работают уже названная Donya Coward

А также талантливая вышивальщица из Великобритании Georgina Bellamy:

Объемная многослойная вышивка Светланы Голуб:

Второй способ.

Создать скульптуру из бисера можно другим способом. Представьте себе, без вышивки. Например, оплести или оклеить (инкрустация) готовый твердый макет.

Макет изготавливают или дерева, эпоксидной смолы, гипса и пр. В качестве «клея» подойдет эпоксидка, полимерная глина, цералун, пластилин, наконец.

Примеры работ в технике инкрустации. Химеры Enrique Gomez De Molina, позволяющие фантазировать об ином мире, чем тот, к которому мы привыкли

Сюрреалистические скульптуры с человеческими глазами, переплетающие дух человека и сущность животного, работы Betsy Youngquist и Scott Long

А это работы Nancy Josephson:

и Jan Huling:

Если вы любите плести, используйте эту технику в работе над скульптурой, собирая плетеные элементы подобно мозаике.

Работ Leslie B. Grigsby в технике оплетения интерьерных скульптур:

В технике инкрустации выполнена, уже знакомая многим, сумочка Шаманка:

Третий способ.

Слепковый способ. Здесь вышивка происходит на заранее созданном объеме. Объем создается по принципу слепка или маски. Для работы в этой технике нужен макет, изготовленный или дерева, эпоксидной смолы, гипса, полимерной глины, пластилина и пр. С макета снимается слепок по типу папье-маше, только здесь мы используем не бумагу, а гибкую ткань.

Можно использовать бумагу, как это делает Sabyasachi Mukherjee:

Но в этом случае, вы получите маску, которую можно украсить уже расшитой тканью, потому что бумага не выдержит частых проколов иглой.

А если использовать несколько слоев марлевой ткани, то такой слепок прекрасно можно расшить бисером и другими материалами.

Я работала в такой технике, выполняя скульптуру Африканки:

Сначала изготавливается модель из полимерной глины, затем она покрывается лаком

Используя технику папье-маше, при помощи марлевой ткани, смоченной в клее ПВА, снимается слепок с заготовки. В результате получается самая настоящая маска, которая в отличие от бумажной модели гнется, но держит форму.

Маска расшивается бисером, в качестве глаз использованы кристаллы Сваровски.

Вид с изнанки наглядно иллюстрирует принцип маски, который передает рельеф модели вплоть до ноздрей. При таком способе скульптура получает полой внутри. Для работы можно использовать любые макеты, любой формы.

Однако, у этого способа есть определенные минусы.

Чтобы вышивка получилась фактурной, необходимо, что рельеф макета был резко выражен. Слои ткани будут сглаживать форму макета, и мелкие переходы высоты практически не будут заметны на слепке. Поэтому выбирайте для такого способа модели с крупными чертами.

Еще к минусам стоит отнести маленькое количество образов, которое можно создать этим способом, зависимость от художественного таланта лепки. Можно покупать готовые макеты или использовать для этого интерьерные статуэтки.

Четвертый способ.

Плетеные скульптуры. Это еще один способ создать скульптуру из бисера и других материалов.

За основу берется проволочный каркас. Наращивание объема выполняется техникой параллельного или дугового плетения бисером. Об этом способе написано много мастер-классов, но редко, кто догадывается применять ее в масштабе скульптуры. И зря, между прочим.

Примеры интерьерных скульптур, созданных дизайнерами бренда Hadeda из ЮАР:

Фламинго Grass Root Creations:

Броши Duke:

Пятый способ.

Скульптурная вышивка Светланы Голуб

Еще +1 способ создания скульптуры из бисера и других материалов. Техника скульптурной вышивки позволяет создавать любые предметы любой формы и степени сложности. Основное отличие – скульптуры внутри полые.
Техника была придумана и разработана в 2016 году, на протяжении 3 лет шлифовалась и совершенствовалась.

Плюсы техники. Эта техника доступна всем, даже если вы не умеете, художественно «видеть» объем, лепить формы из глины, валять из шерсти, создавать объемы на проволоке, плести из бисера.
У готовой скульптуры маленький вес, ее можно пришить на сумочку, шляпку или дизайнерское платье, вышить интерьерную статуэтку целиком.

Скульптура полая внутри, что открывает возможность создать открытый двусторонний дизайн.

Минусы техники. Мелкие скульптуры легче всего делать, используя технологию многослойного объема. Нет смысла использовать скульптурную вышивку для создания мелких скульптур, например, самая маленькая скульптура 3,5 см*4 см:

У полой скульптуры отсутствует плоское основание, хотя это не минус, а особенность, которая легко разрешается

Методика техники скульптурной вышивки держится в секрете.

На этом все, друзья! В этом обзоре описаны не все способы создания объемных скульптур из бисера, однако все остальные, так или иначе, базируется на этих 5 «слонах».