Ошибёмся ли мы, предположив, что собственная мастерская — заветная мечта многих мастеров? Думаем — нет :) Поэтому надеемся, что личный опыт обустройства полноценного рабочего места художника на небольшой площади в 3,6 кв.м. окажется кому-то интересным, а может и полезным.

Хотелось бы обратить внимание, что речь пойдет исключительно о создании мастерской в условиях домашнего пространства.

Весь процесс организации автор разделила на 7 этапов:

Нулевой этап. Оценка необходимости отдельного пространства для творчества.

Своеобразная точка отсчета в рождении мастерской, пропускать ее нежелательно. Именно в этот период необходимо спокойно и вдумчиво поразмыслить, так ли уж необходимо отдельное творческое пространство в квартире/доме или еще можно творить в свое удовольствие без глобальной перестановки и ремонта.

На мой взгляд, о переменах стоит задуматься, если:

  1. Принадлежности для основного творчества расползлись по разным местам жилища таким образом, что найти нужное часто оказывается невозможно или требует больших затрат времени. Для понимания масштаба трагедии перечислю эти места в моей сравнительно небольшой однокомнатной квартире (18 кв.м. жилой площади):

2 выдвижных ящика под обеденным столом в кухне, там же отдельная мини-полка над ноутбуком с подставкой для кистей и место в виде открытой полочки под ноутбуком;
мини-столик на колесиках в кухне под столом, обычно не выкатываю, а использую как еще одно пространство для хранения принадлежностей;
складной стол за холодильником — чтобы что-то нарисовать, надо начать с извлечения этого стола, т.к. картины в технике японской живописи тушью создаются в основном на горизонтальной поверхности;
полка для фотографирования небольших картин на лоджии, в которую можно попасть только через окно кухни; 
Лирическое отступление:хоть квартира и однокомнатная, но балконов по факту целых два, однако проход между ними перекрыт из-за наличия нескольких пушистых разбойничьих хвостов. На ночь мы кошек с собой спать не берем, т.к. в 4 утра у них по плану начинаются боевые действия с применением звуковых эффектов для оглушения противника. И пока проход между лоджиями был открыт, эти наглые морды пробирались к нам в комнату со своими утренними разборками. Поэтому ради сохранения любви к ближним (себе, мужу и котикам) и из-за желания нормально высыпаться проём был временно замурован подручными средствами… но нет ничего более постоянного, чем временное, поэтому до сих пордля фотографирования картин приходилось выходить на лоджию через окошко в кухне, ибо в квартире очень темно. 

пространство у окна за шкафом в комнате отведено для хранения рисовой бумаги разных производителей (в рулонах);
в самом шкафу на книжных полках в 8 офисных папках находятся пособия к разным темам суми-э, так как я не только сама работаю в этой технике, но и передаю знания своим ученикам в течение 5 лет;
в отделении для посуды этого же шкафа также хранится бумага, в больших рулонах и пачках;
часть книжных полок в комнате занята книгами и учебниками по теме и старыми работами;
2 полки из 4-х в рабочем столе мужа также мои;
листы двп, книжный и упаковочный картон, рулоны «пупырки», а также картины без рам стоят прямо на полу в комнате, закрывая часть книжных полок, еще несколько двп (нужны для подклейки работ) заняли место в маленьком коридорчике;
картины в рамах (все под стеклом или пластиком), оборудование для выставок и мастер-классов полностью оккупировали гостевой подиум;
икеевская тумба под телевизор (использую во время выставок) спереди от подиума превратилась в склад для хранения почтовых пакетов, сувенирной продукции и заготовок для нее в коробках, контейнерах и папках;
место под телевизором заняли листы А3, необходимые для одного из видов подклейки рисовой бумаги и набросков;
телевизор полностью скрыт готовыми работами, ожидающими подклейки (правда, его мы включаем от силы раз в год, но эстетическое несовершенство, а точнее ощущение склада вместо квартиры сильно напрягает).  
Вы еще не устали? Меня утомило даже перечисление всех этих закромов Родины :) А ведь до японской живописи я обучалась на ХудГрафе Ростовского университета, активно рисовала маслом (куча картин в антресоли коридорчика) и графическими материалами (подиум на лоджии забит рисунками и акварелями размера А1-А2, не говоря уж о трех стандартных мольбертах на второй лоджии и куче полок в закрытом шкафу там же, а также складе батика и гобелена под нашим спальным местом). И 8 лет преподавания ИЗО с МХК в школе тоже не прошли даром — несколько книжных полок над рабочим столом мужа заняли мои методические материалы и пособия. Однако вернемся к теме побуждающих к переменам причин.

  1. Пропадает желание творить, потому что постоянное складывание и раскладывание принадлежностей занимает больше времени, чем само творчество. В других публикациях на портале давно предложено хорошее решение данной проблемы: вместительная коробка (сумка, чемодан, ящик и т.п.) с самыми необходимыми предметами, которую можно легко переносить с места на место. И это действительно работает, у меня тоже в процессе ремонта появился такой переносной контейнер-помощник с тушью, кистями, палитрой, войлочным ковриком и минеральными красками. Но все равно необходимость раскладывать стол в единственном хорошо освещенном уголке комнаты — возле кровати, потом добавлять еще один столик для ноутбука, туши, палитр и банок с водой, затем все это складывать, даже если не успела дорисовать (иначе никто эти баррикады не пройдет), со временем начинает раздражать.
  2. Ваш творческий процесс объективно мешает окружающим и наоборот. Например: разложили рабочий стол в кухне и не даете мужу пообедать, включили свет над будущим шедевром:) и лишили близких сна. Лично для меня решение творить ночью, чтобы сохранить спокойствие и никому не мешать, но подорвать здоровье и трудоспособность, не выход.
  3. Рабочая поверхность (стол, тумба, ящик и т.д.) не позволяет воплотить все проекты в жизнь, и простым наведением порядка или ее перестановкой в другое место проблема не решается. Из личного опыта: складной стол у меня всего 70 см в длину, и чтобы нарисовать картину 61х91 см, приходится класть на него лист плотного материала (двп, дсп, книжный картон и т.п.) нужного размера, но дотянуться до всех углов картины и при этом не завалить второй столик с водой и палитрой уже сложно. С одной стороны — задача вроде и решается, а с другой — вспоминая свои акробатические номера вокруг листа, начинаешь держаться от большого формата подальше. А на полу рисовать совсем не вариант — котики и рисовая бумага плохо сочетаются друг с другом: первые все время побеждают вторую, заодно сметая на своем пути воду, тушь, палитры и укатывая кисти подальше под кровать :)

Уже первой причины мне хватило с головой, чтобы начать мечтать о мастерской, а осознание остальных раздражающих моментов подвигли на переход к действию. Импульсом также стали книги Мари Кондо по расхламлению и наведению порядка. Систему вертикального хранения этой милой японки я успешно вписала в жизнь на этапе разбора одежды, но застопорилась на упорядочивании творческих запасов, что также помогло решиться на перемены по обустройству полноценного рабочего места.

Этап 1. Поиск подходящего места в квартире

Этот период может длиться очень долго и начаться еще до нулевого этапа, ведь рассматривая фото других мастерских в поисках вдохновения, часто уже начинаешь прикидывать, как бы это применить для себя, копишь идеи, мечтаешь… Во всяком случае, так было со мной. Но как только приходит понимание, что от просмотра огромного количества фотографий ничего в жизни и квартире не поменяется, значит пришла пора реального действия. Рисуем план жилища (можно обойти его с рулеткой или для свежего взгляда с фотоаппаратом, подругой) и ищем то самое место, которое может стать мастерской, обязательно учитывая особенности собственного творчества.

В процессе поиска были изучены:

Лоджия напротив кухни — самое идеальное и хорошо освещенное место, НО только если есть финансовые возможности для ее переоборудования. Для мастерской художника суми-э необходимо было бы утеплить все стены, добавить теплый пол и поменять стеклопакеты на двух- или трехкамерные, т.к. рисовая бумага очень чувствительна к влажности и холоду. Этот вариант отпал. Вторая лоджия даже не рассматривалась — давно используется как мастерская мужа, а на потолке пристроены наши велосипеды :)
.
Кухня — теплое, но маленькое и темное (из-за лоджии за окном) местечко, в котором я и так провожу почти все время. Проблема освещения легко решается установкой ламп дневного света, но раздвинуть пространство уже сложнее (хотя была мысль снести стену между комнатой и кухней). К тому же запах еды может въесться в бумагу, что точно никого не порадует. Исключаем и это место.
.
Комната. Ее компактные размеры компенсируются сразу несколькими достоинствами. Во-первых, в наличии целых два окна, правда одно перекрыто лоджией. А во-вторых, за счет особенностей конструкции комната имеет стеновую нишу размером 3,6 кв.м. (1,9х1,9 м), в которой было обустроено спальное место. Конечно же, во время поиска пространства под мастерскую этот «аппендикс» первый пришел на ум… Но было так жаль терять наше уютное приватное местечко, что сначала были рассмотрены все другие возможные варианты перепланировки.
.
Проще всего было бы отказаться от гостевой зоны с подиумом из двух сложенных друг на друга ортопедических матрасов (на которых уже жили картины и другие мои запасы для работы). Вариант не подошел из-за отсутствия дневного освещения в этой зоне.
.
Рабочее место мужа — большой угловой стол с книжными полками до потолка, не стали трогать по той же причине. К тому же компьютер мужа некуда было бы переставить.
.
Был рассмотрен более грандиозный план: разобрать полностью узкий и длинный шкаф (4 м) и построить вдоль всей стены мастерскую. Финансовые трудности не позволили его воплотить.
.
После этого пришлось снова вернуться к перепланировке ниши, тем более что второе окно расположено в ней.
Отсюда мораль: возможно первая идея, что приходит в голову, самая верная!

Сначала разрабатывался двухуровневый вариант: на первом этаже — мастерская, на втором — кровать на металлическом каркасе. Но после измерений высоты комнаты (2,60 м) и роста мужа (1,75 м)  с этой заманчивой идеей было покончено. Хотя… если бы уровень потолка был на 30 см выше, то именно эту версию перепланировки воплотила бы в реальность! В существующих условиях пришлось пожертвовать приватной зоной спальни, а заодно и гостевым уголком, в который переехала кровать.

Этап 2. Планирование функциональных зон

Как раз теперь пригодятся осознанные на нулевом этапе минусы, ведь с их учетом планируются все функциональные зоны.

В своей мастерской мне хотелось уместить:

зону вертикального хранения картин в рамах. И желательно, чтобы каждую было бы удобно доставать, не тревожа остальные работы;
зону горизонтального хранения картин без рам (под прессом);
зону хранения всех принадлежностей для живописи тушью, особенно рисовой бумаги в рулонах и пачках размера 4 чи (138х68 см);
рабочее место для суми-э — большую горизонтальную поверхность (ниже обычного рабочего стола);
«офисную» зону — стол для ноутбука, полки для папок с пособиями и набросками, канцелярских принадлежностей и прочего;
место для фотосессий;
домашний «командный центр» — настенную версию моего ленивого контрольного журнала (привет системе Флай-леди).
Чтобы решить эти задачи, можно было нарисовать подробный эскиз или план со всеми размерами, но муж пошел другим нестандартным путем. Он создал макет ниши в масштабе 1:10, и уже в этом пространстве проектировалась мастерская со всеми рабочими поверхностями, шкафами и полками. На торцевой стене расположились глубокие и узкие шкафы для больших картин с местом для фотосессий, в глубине ниши внизу — офисная зона, сверху — глубокие шкафы для хранения, под окном — большой складной стол для живописи.

Этап 3. Расчет материалов и их приобретение

Вариант с макетом позволил точно рассчитать необходимое количество столярных материалов (досок, бруса, фанеры, двп, петель, направляющих, колесиков) и сэкономить семейные финансы :) Закупали все в одном из строительных гипермаркетов в несколько заходов: сначала доски, брус для каркаса и всех стационарных предметов мебели, затем материалы для мобильных и не несущих физической нагрузки элементов (выдвижных ящичков и т.п.)

На чем можно сэкономить:

на количестве стройматериалов при точном их расчете;
.
на отделке стен — если обои/ покраска еще в приличном состоянии и бОльшая часть их скроется под мебелью, то можно не тратить на них время и средства;
.
на внутреннем наполнении ящиков и шкафов (органайзерах, контейнерах, разделителях) — все можно закупить позже или сделать самостоятельно, а пока использовать любые подходящие коробки (от обуви, например);
.
на фурнитуре — чтобы не цепляться в маленьком пространстве за выступающие ручки, мы заменили их скрытыми углублениями на дверцах и круглыми отверстиями в ящиках и дверях-купе;
.
на пробковых досках, если они нужны. Гораздо выгоднее купить подложку под ламинат из пробки толщиной 2 мм (1,10х10 м рулон) и склеить ее в несколько слоев обычным ПВА. Именно так сделан мой «командный центр»;
.
на коврах и безделушках — меньше времени тратится на уборку, больше на творчество :)
На чем нежелательно экономить:

на освещении — использую длинные большие лампы теплого дневного света на каждой стене мастерской для равномерного рассеянного света;
.
на розетках — и качество, и необходимое количество важны;
.
на мебели для сидения — удобство, эргономичность и здоровая спина в приоритете! Пока использую табуретку, но мечтаю о мобильном компьютерном стуле;
.
на материалах для творчества :)
Этап 4. Столярные работы и покраска

В основном всю работу на этом этапе выполнял мой муж самостоятельно, я подключилась уже на шлифовке поверхностей (после первого слоя покраски). С явной кривизной стен и потолка решили просто смириться и по мере возможности подстраиваться под них.

О покраске можно было бы написать поэму, но ограничусь абзацем :) Желательно выбирать быстросохнущие и экологичные краски или лаки на водной основе без запаха (таким коричневым лаком мы покрасили внутренние части шкафов), особенно если в доме есть дети или животные. Но поскольку нужная нам белая глянцевая прочная краска закончилась, мы приобрели ее аналог на уайт-спирите. В итоге после каждого нанесенного слоя котиков приходилось закрывать на кухне и сбегать на ночь к родственникам, сама краска при этом сохла несколько суток, а запах от нее оставался еще на неделю. Этот этап просто надо было пережить :) Но зато теперь прочность и глянцевать покраски все еще радует, а чистый белый цвет не дает цветных рефлексов на поверхности при рисовании и служит отличным фоном при фотографировании.

Этап 5. Монтаж освещения и функциональных элементов

Когда готов основной мебельный каркас, наступает приятный процесс подстраивания мастерской под себя. Выставляются розетки и выключатели, монтируются лампы, магнитные держатели и пробковые доски.

Этот этап вполне можно объединить со следующим: начать потихоньку заполнять полки запасами, использовать пространство для творчества. Даже если какие-то ящики еще не на месте, а на окне нет шторы, работать уже можно! Например, в моей мастерской двери-купе из фанеры к большим верхним шкафам и несколько выдвижных ящиков появились в самый последний момент и до сих пор не покрашены. Но рисовать это совсем не мешает :)

Этап 6. Перенос творческих запасов на новые места с одновременным расхламлением и каталогизацией (по необходимости)

Наконец приходит время самого «вкусного» периода в обустройстве мастерской — творческие принадлежности постепенно заселяются в новый домик. Чтобы беспорядок не поглотил пространство, особый упор при «переезде» делаю на расхламлении запасов. Стараюсь найти место только нужным и необходимым в творчестве предметам, а лишнее, т.е. хлам, раздать или выкинуть. В интернете можно отыскать множество публикаций о расхламлении, поэтому подробно расписывать этот процесс не буду, но сама опираюсь на систему Мари Кондо.

Для удобства поиска вещей использую облегченные варианты каталогизации, в основном с помощью стикеров и этикеток. Например, в контейнере с почтовыми конвертами написаны их размеры и оставшееся количество, на рамах картин — названия, на корешках папок наклеены этикетки, подписанные стирающимися ручками.

Заключительный этап в моей мастерской еще продолжается, но прогуляться виртуально по ее обновленному пространству уже можно.

Одной из главных задач организации мастерской было создание удобного хранилища оформленных картин, поэтому большие шкафы справа отведены для них. Самый верхний предназначен для размеров багета до 91х61 см, нижний — до 50х70 см, между ними — узкий шкафчик для рулонов и пачек рисовой бумаги.  Напротив окна две верхние полки за дверцей-купе рассчитаны на небольшие форматы рам — до 30х40 см.  Вместо ручек муж сделал скрытые углубления в дверках.

Правильное хранение кистей очень важно в моем виде творчества, поэтому им отведено комфортное местечко в мастерской.

Папки с пособиями для занятий в студии суми-э выстроились на полке в «офисной зоне». Забавные кото-этикетки для них разработал мой муж). Специально купила стирающиеся ручки, чтобы при смене содержимого любой папки легко исправлять надписи на ярлыках. В «офисе» периодически гостит ноутбук и постоянно прописаны книги и учебники, папки с открытками и репродукциями, картины без оформления (в рулонах).

Командным центром я называю два самодельных пробковых стенда, на которых размещены: мой ленивый ежедневник-еженедельник, календарь, мотивирующие фото, информация по заказам и т.п. Дизайн планера — еще одна разработка мужа по моей идее. Ленивым его именую по нескольким причинам:

состоит всего из одного листа со списком дел на текущий день с обязательной «лягушкой» (легким, но неприятным делом), расписанием на неделю и разделом «Важно», куда можно вписывать любые заметки (меню, покупки, звонки и т.д.).
мне лень писать и стирать записи, поэтому использую узкие цветные стикеры для каждого дела и выкидываю их по мере выполнения задачи. Ручкой записано лишь устоявшееся расписание в недельной секции.
К такому варианту планирования пришла, перепробовав множество различных версий планеров.

Кстати, пробка удобна не только для тайм-менеджмента, но и для звукоизоляции, а фактура ее приятна для глаз.

Еще не все емкости для хранения заполнены творческими запасами, но мой главный помощник для живописи — ящик на колесиках — уже укомплектован всем необходимым для суми-э: войлочным ковриком, тушью, палитрами, кистями в бамбуковом пенале, минеральными красками и баночками для воды. В черно-белой коробочке уютно устроились каменные пресс-папье для рисовой бумаги, в бюро удобно расположились обрезчики углов, дырокол, тонкий скотч, бобина с этикетками, стикеры для ежедневника и визитки. В прозрачном контейнере находятся различные конверты и пакеты для почтовых отправлений, в выдвижном ящичке — все для подклейки картин на основу.

Фотозона задумывалась как нейтральное место для фотографирования картин без использования любых фонов. В качестве примера сделала снимок каталога потрясающей осенней выставки в Москве — мне нравится этот ненавязчивый белый цвет задника :)

Думаю, на этом можно завершить наше путешествие по мастерской и саму публикацию. Мое место для творчества создано с относительно малыми затратами и в сравнительно небольшие сроки. На обустройство ушла часть новогодних праздников, а также день-два в каждой неделе в течение двух месяцев.

Напоследок добавлю выводы, к которым пришла в процессе обустройства (на оригинальность не претендую):

Главное в любом деле — начать! Можно долгое время читать статьи и сохранять фотографии образцовых мастерских в копилку идей, но без конкретных действий свое пространство так и останется мечтой.
Планировать функциональные зоны нужно с учетом особенностей собственного творчества и количества рукодельных принадлежностей и творческих запасов.
Если продвигаться поэтапно, шаг за шагом, то постепенно план воплотится в реальность.
Удобство, простота использования, эргономичность, порядок и отсутствие лишних вещей — наше всё!
Долой перфекционизм! Смиряемся с беспорядком во время ремонта и неидеальностью окружающего пространства.
Если по объективным причинам создание собственной мастерской в жилом помещении нереально и другие варианты решения проблемы (например аренда, переезд, смена работы и т.д.) невозможны, то просто радуемся жизни и творим с удовольствием!