Окрашивание плюша — целая эпопея для любого теддиста.Предлагаем познакомиться с опытами по окрашиванию нескольких мастериц.
Эксперименты с плюшем от Плотницкой Людмилы
На этот эксперимент Людмилу вдохновила Юля Севастьянова своим постом на Ярмарке Мастеров. Идея как-то систематизировать эксперименты с отбеливанием плюша показалась мастерице настолько замечательной, что она решила повторить это со своими запасами:
«Плюш, который имеется в небольших кусочках конечно резать жалко было, а запасы огромных штор- скатертей и т.д. как раз подошли. Тем более там такие цвета, что с ними надо что-то делать. Раньше я просто складывала отбеленные кусочки в баночку, проблемы начались когда кусочков стало много и вспомнить какой цвет как был получен стало сложно. А у Юли получилось все очень наглядно и красиво. :) Так что я нагло повторила и показываю свои результаты.
Далее, фото каждого листа отдельно. Я взяла плотную бумагу белого цвета, сгруппировала кусочки плюша по близким оттенкам — клеила клеем»Момент Кристалл». Весь плюш разный- и не ощупь, и по длине ворса, я думаю там и состав ворса разный, но я не специалист в этом вопросе.
Самая верхняя строка- исходный цвет, ниже куски, отбеленные с помощью активированного угля, затем — отбеливание белизной и последняя строка- плюш после персоли. Фотографировать плюш очень сложно, но я думаю суть понятна. :)
Ниже я расскажу какие способы отбеливания я использовала во время эксперимента, а заодно что еще знаю по этому вопросу.
Сейчас в интернете много информации, наверно все, кто сталкивался с плюшем, предпринимали попытки как-то изменить его цвет. :) На самом деле отбеливание чаще всего не дает белый цвет, просто меняет исходный цвет и не всегда в сторону осветления, бывают совершенно неожиданные результаты. Итак, я использовала — активированный уголь, белизну и персоль.
Активированный уголь действует по принципу сорбента. Рецепт прочитала в интернете- нужно растолочь несколько таблеток активированного угля (примерно 10 таблеток на 1 литр воды) и прокипятить ткань в этом растворе. Тут есть некоторые сложности- во первых потом уголь не так-то просто из ткани вымыть, иногда он окончательно не отстирывается, как у меня получилось с желтым плюшем. Вторая сложность- не всякий плюш можно отбеливать этим способом- часть образцов у меня сильно скаталась после кипячения. К плюсам можно отнести, что уголь абсолютно безопасен и запаха нет в процессе.
Белизна.
Как правило используют раствор белизны разной концентрации, в нем можно замачивать или кипятить. У меня самая дешевая- стоит рублей 10-15. Белизна действует на большую часть плюша, особенно кипячение. Для образцов я кипятила, какие-то моментально посветлели, другие держала довольно долго. С белизной нужно проявлять осторожность- пары хлора опасны, я обычно если кипячу, то включаю вытяжку на полную мощность и открываю окна. В зависимости от концентрации белизны и температуры воды можно получить разные оттенки, вплоть до белого, главное не переборщить, чтобы ткань не развалилась, все-таки воздействие хлорки не назовешь щадящим. Еще можно отбеливатьдоместосом, на мой взгляд почти тоже самое, что и белизна, только послабее.
Персоль.
Персоль продается в хозяйственных отделах, стоит копейки, действующее вещество- пероксикарбонат натрия. Как-то увидела в магазине и решила попробовать из интереса. Первый раз делала по инструкции, результата почти не было. Ну а потом я постепенно увеличивала концентрацию. В общем результат мне понравился, отбеливает конечно не так сильно как белизна, но вполне заметно. И главное не так жутко воняет в процессе. Вряд ли им можно добиться абсолютно белого цвета.
Существует еще способ отбеливания с помощью пищевой соды. Кипячение в соде дает незначительное изменение окраски и в отдельных случаях придает матовость. Честно говоря этим способом я пользовалась несколько раз и результат мне не понравился, цвет почти не меняет, а жесткость ткани придает. Опять же в процессе кипячения раствор соды разбрызгивается и все это вокруг оседает белыми пятнами. Ну и блеск убирается не особо, только за счет сваливания ворса, а это не всегда выглядит красиво. Так что содой я пользоваться перестала.
И несколько общих правил для новичков:
— лучше пробовать всегда на маленьких кусочках, как бы не было жалко отрезать кусочек, результат иногда бывает очень и очень неожиданным. Я от совсем небольших кусочков плюша отрезаю буквально полосочку сантиметр шириной.
— начинать с малых концентраций отбеливателя, лучше потом добавить. Какие-то виды плюша отбеливаются буквально мгновенно, а есть такие что приходится замачивать на несколько часов, а их все равно ничего не берет.
— при отбеливании большого кусочка важно следить чтобы воздействие на ткань было равномерным- почаще мешать. И лучше не брать сильно большие куски- с ними сложнее добиться равномерного оттенка.
— помнить что плюш по составу бывает очень и очень разных, даже если образцы выглядят почти одинаково.»
Эксперименты Юлии Гориной
«Я набрала не слабую коллекцию плюша и наконец-то получила возможность заняться её обработкой.
Для начала я изучила в интернете несколько распространенных способов отбеливания (все приведенные пропорции для маленьких пробных кусочков):
а) Кипячение в активированном угле (5 толченых таблеток на пол литра воды по 15мин. после закипания воды)
б) Доместос (1,5 колпачка «лимонной свежести» на литр воды по 20мин)
в) Белизна гель (в пропорции 1:4 к воде по 20мин. на слабом огне или разведенную в кипятке)
г) Сода пищевая (в пропорции 1:3 к воде)
Кстати, приведенное время варки и держания в растворе подходит для малюсеньких кусочков, большие куски мне пришлось поварить и подержать подольше.
В результате экспериментов я получила вот такую таблицу: в первой строке идут нетронутые кусочки первоначального цвета, остальные — результаты опытов в порядке, приведенном выше.
В принципе, и так всё видно, но позвольте мне несколько интересных наблюдений-комментариев.
Первые два кусочка ягодно-розового цвета казались мне «одного поля ягодами», только первый вроде слегка выцвел на солнце. Эксперименты же показали, что не всё так просто))) Сначала активированный уголь практически не тронул «выцведший» вариант (посветлел он, скорее, уже во время стирки от черного угольного налета) и полностью убрал цвет и блеск с яркого собрата. А вот доместос, наоборот, не тронул яркий экземпляр (если не считать побелевшую основу), а выцведший моментально превратил в жемчужно-белый. Белизна была суровее к обоим кусочкам, яркому ворсу тоже досталось.
Красный поддался только белизне и доместосу, причем, белизне больше по причине дополнительной термической обработки, я так думаю.
Очень красиво убил цвет и блеск у малахитового и сапфирового плюша активированный уголь, а доместос с белизной только отбелили основу… у малахитового ещё немножко и ворс.
Голубой и желтый поддались слабо, про них даже рассказывать не интересно…
Зато интересно рассказать про последний — черный экземпляр. Это настоящий плюш-антик старше 50 лет. Мне его продала в виде большого грязного комочка бабушка лет 70ти со словами «это было пальто моей мамы». Совершенно немыслимого кроя комок я упорно разрезала в течении полу часа, нашла пять совершенно разных пуговиц)) Приключение продолжилось во время стирки. Трижды я стирала его с мылом, ещё трижды с щадящим отбеливателем. Каждый раз выливалось ведро непроглядно черной воды, но к шестой стирке стало понятно, что плюш стал даже чернее чем был
На какое-то время я оставила его как есть, а вот сейчас продолжила экперимент. Мне понравилось как покоричневел плюш в Доместосе и я не долго думая оставила большой кусок отмокать в этом средстве на ночь (чуть уменьшив концентрацию). К утру, что удивительно, плюш не изменился ни на грамм. Ох как я на него разозлилась! Сполоснула кастрюлю и плюш, развела белизну и давай кипятить… кипятила в течении получаса, не меньше. Думала, что станет он как и маленький образец — зеленовато-бежевым. Ни тут то было! Весь большой кусок, не смотря на постоянное помешивание, покрылся узором из светлых полос! А-ля мраморный эффект. Ну что поделать, оставила его как есть, только укрепила ПВАшкой после стирки (пропорция 1:3 к воде). Что бы мех при укреплении не черствел, рекомендую промазывать уже хорошенько подсохший кусок.
Не написала про соду. Ну, для начала, я этот эксперимент провалила, загрузив в кастрюлю сразу все пробные образцы. Как видно, они с упехом окрасились друг об друга. Но я рассчитывала убрать с помощью соды навязчивый блеск, а эффекта не было достигнуто даже при последующей «раздельной» варке. Может, 25 минут и не достаточно для этого…»