История компании Steiff.
Истории часто известны случаи, когда одно и тоже открытие совершали в одно время в разных частях света. Так же произошло и с рождением мишки Тедди — его создали и в Германии и в Америке практически одновременно. По-этому существуют две истории Медведя Тедди ( Teddy Bear ) — Немецкая и Американская. В немецкой версии главные действующие лица принадлежат к ныне всемирно известной семье Штайфф (Steiff). С одной стороны, тетушка Маргарет, владелица производства мягких игрушек, которое благодаря родителям, выросло из увлечения рукоделием. С другой стороны — ее племянник, однажды посетивший приехавший в их городок цирк с дрессированными медведями. Он-то и решил создать игрушку-мишку, подобную кукле.
Конечно, медведь как игрушка существовал уже и тогда, но он не был похож на нанешнего, а позже это был стоящий на четырех лапах, да еще и на колесиках, лесной житель. Первого мишку, похожего на настоящего медведя, запатентовали еще в 1901 году, но у детей он не пользовался большой популярностью. Рихард Штайф, работавший в семейной фирме дизайнером, решил «очеловечить» медвежонка. Так ныне всем знакомый Тедди получил пропорции ребенка, умение стоять на «ногах», подвижные детали- лапы и голову, и добродушное выражение лица.
Ричард разработал эскиз, придумал систему дисковых крепежей, известную и используемую по сей день, и отнес свой эскиз к тетушке, которая сшила первого медвежонка Тедди в 1902 году. Новорожденного назвали «55ПП», что на самом деле обозначало «рост 55 см, Плюш, Подвижный». В феврале 1903 в специальном ящике для перевозки игрушек мишка отправился в путешествие в Нью-Йорк. Этого медвежонка компания «Steiff» представила широкой публике через месяц на ярмарке игрушек в Лейпциге, где он завоевал первое место и получил главный приз.
Однако особую популярность в самой Германии мишка приобрел не сразу, и на его раскрутку пришлось потратить довольно солидную по тем временам сумму денег, большую часть из которых вложил совладелец оптовой фирмы игрушек Герман Берг. Но на той самой выставке медведя присмотрел агент американского игрушечного фабриканта Джорджа Боргфельдта. В Америке к Тедди как раз начал появляться большой интерес, и Джорж решил поставлять мишек за океан, совершив для фирмы «Geo. Borgfeldt &Co» очень большую покупку для того времени — три тысячи плюшевых мишек. И хотя в Америке уже тогда выпускались «свои» Тедди, штайфовские модели пользовались огромной популярностью, ведь к ним выпускали аксессуары, которые превратили медведя в игрушку, такую же интересную, как кукла. У него был целый гардероб разнообразных вещей — от нижнего белья до всевозможных платьев и костюмов, обувь, расчески, зеркальца, сумочки и даже собственная парфюмерия.
Компания Штайфф запатентовала 4 своих модели и создала модель 28РВ с системой металлических шарниров. Эту модель выпускали только в течение одного года, и сегодня во всем мире она считается большой редкостью и представляет особую ценность. 5 марта 1904 года был выпущен мишка 35РВ с картонными шайбами и шарнирами, а 6 декабря этого года был запатентован мишка на проволочном каркасе. Получившийся медвежонок был похож на медведя 28РВ, но был больше. Медвежата с металлическими шарнирами, созданные в ноябре 1904 года, стали выпускаться с новым торговым знаком – никелированными пуговицами с логотипом Штайфф в виде слона с S-образным хоботом.
В 1904 году компания «Steiff» отправила новые образцы плюшевых мишек в Сент-Луис (США) на всемирную выставку игрушек – и получила заказ на изготовление уже 12 тысяч Тедди. На выставке работа Маргарет и Ричарда получила золотую медаль, а сама фирма получила Гран-при. Модель мишки Тедди созданная Ричардом Штайффом 12 февраля 1905 года стала образцовой.
В 1905 году Рихард Штайфф запатентовал собственную фабричную марку — металлическую пуговицу в ухе плюшевого медведя, а через два года и его название. В то время фирма выпускала огромное количество вариантов медведей – семьи с детьми, влюбленные и свадебные пары, мишки с кольцом в носу и на цепи из бродячего цирка, огромные на колесиках, на которых можно покататься верхом и детям, и взрослым. В 1906 году фабрика по производству игрушек из шерсти получила официальное название Margarete Steiff GmbH. К этому времени на производстве было 400 служащих и 1800 работниц.
Спрос на мишек Тедди в Европе, а также особенно в США вырос огромными темпами с 1903 по 1908 годы. В этот период, который компания «Steiff» назвала «годами Медведей», производство увеличилось с 12000 до 975000 штук. Когда случилась трагедия с «Титаником», в апреле 1912 года, фирма предприимчиво выпустила около 500 траурных мишек черного цвета, размером в 50 сантиметров. Сейчас те самые медведи с пуговичкой в ухе являются объектом охоты многих коллекционеров, а одного из траурных мишек в 2000 г. на аукционе Christie`s купили за 150 000 евро!
Во время первой мировой войны компания Штайфф сконцентрировалась на производстве военного обмундирования, а в послевоенный период, так как на большинство материалов была установлена норма выдачи, Штайфф стала производить мишек Тедди из переработанного древесного волокна. В 20-е годы появились Мишки со стеклянными глазами, наполнителями из хлопка и из нового мохера. В 1926 году была выпущена модель Тедди Клоун, за чем последовала модель Теддибу. 1928 на рынок выпустили музыкального мишку Тедди с пружинным механизмом. Другими выдающимися единичными моделями были Petsy (Петси), Teddy-Baby (малыш Тедди) и Dicky (Дики). В 1938 году в Зоопарках западных земель стали появляться первые панды, и компания Штайфф выпускает модель Тедди-Панда.
В период первой мировой войны производство Штайфф было сокращено до минимума. После войны компания в течение недолгого периода производила медведей из суровой хлопчатобумажной ткани, так как плюш был дефицитным. В начале 20 годов ситуация начала улучшаться, но в 1943 году производство игрушек вновь было приостановлено, так как вновь приоритетным стала военная экипировка и оборудование. В октябре 1945 года компания Штайфф создала партию игрушек для войск США, и в январе 1947 года начала отправлять свои игрушки на экспорт. Сначала использовался плюш не очень высокого качества. В 50-е годы фирма вновь обрела славу и популярность. В 70-е годы из-за возрастающей конкуренции Штайфф была вынуждена (как и многие другие компании) заниматься дешевым импортом своей продукции в страны восточной Азии, так как на Западе резко снизился уровень рождаемости.
Помимо мишек в Германии выпускалось огромное количество рисованных открыток с их изображением. Вырученные средства от их продажи шли на благотворительность. Особенно ценились открытки с автографом Маргарет Штайфф, которая была очень любима соотечественниками. Маргарет продолжала шить мишек своими руками, даже когда на ее фабрике работали почти 2000 мастеров, и бизнес приносил миллионы долларов. Она умерла в 62 года, но созданные ею творения горячо любимы и пользуются огромной популярностью во всем мире, а на родине в небольшом Швабском городке Гинген (Giengen) есть музей Маргарет Штайф.