История материалов: полимерная глина
Полимерная глина — это пластик, который лепится как пластилин, но затвердевает в духовке, то есть при не слишком высокой температуре. Еще его называют термопластиком. Из термопластика можно лепить все что угодно, начиная от миниатюр и заканчивая скульптурами.
Пластика бывает:
Мягкая и не очень, Вам придется самим подбирать себе пластику «по рукам». Пластика всемирно известной фирмы EBERHARD FABER под названием Fimo бывает нескольких видов, Приведем самые распространенные: мягкая (soft) и более жесткая (classic). Оба типа полимерной глины представлены в широкой цветовой гамме, однако, Фимо Софт — это выбор большинства любителей и профи. Недостаток Фимо Софт — большая хрупкость изделий после выпечки (мелких деталей), чем у Фимо Классик.
Американская компания Polyform Products Co. (производитель Скальпей), также предлагает широкий ассортимент своей полимерной продукции. Sculpey может показаться сложным, (слишком) мягким материалом для начинающих.
И если для нас этот материал пока еще является новинкой, то для всего остального мира это уже «арт-материал», с помощью которого создаются серьезные произведения искусства. Его с удовольствием используют художники и дизайнеры. Известные музеи создают разделы с образцами лучших работ, выполненных из полимерной глины, а сотрудники галерей ведут активную просветительскую работу, проводят симпозиумы с участием ведущих мастеров с обсуждением проблем и перспектив развития этого благодатного для культуры и творчества материала.
В отличие от таких традиционных материалов, как стекло, керамика или дерево, которые использовались веками или даже тысячелетиями, история полимерной глины насчитывает всего лишь несколько десятков лет.
В Германии, в начале 1930-х, инициативная женщина Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик. Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Фифи Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу (EberhardFaber), который «развил» ее во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo).
В то же время, другие производители разрабатывали продукт очень похожий на Фимо. Моника Рэста (Италия) использовала глину, которая называлась Лиммо (Limmo), находясь в Аргентине в конце 1950-х. Лиммо также была разработана немецкой компанией, но не Эберхардом Фабером. Производителем, скорее, всего мог быть Рудольф Рейзер, который придумал «Формелло» (Formello) и «Моделло» (Modello) глины, но до сих пор нет четкой уверенности, что это был именно он.
В те времена пластика использовалась для кукол, и моделирования миниатюр для КУКОЛЬНЫХ ДОМОВ (Doll’shouse). Поскольку пластика получила широкое распространение, то ее можно было купить в игрушечных магазинах.. Пьер Воулкос заказывал пластику Фимо из магазина в Германии в 1970. Тони Хаджес, который жил в Европе, еще будучи ребенком открыл для себя Фимо, Кэтлин Дастин была «представлена» Фимо, когда ходила в колледж за границей.
В начале 1970-х, семья по фамилии Шауп, которая иммигрировала в США из Германии в 1950 году, получила рождественскую посылку от бабушки. Внутри была упаковка Фимо. Миссис Шауп была очарована этой пластикой, начала делать орнаменты, фигурки и, вскоре, люди стали спрашивать ее, где она достала эту пластику. Ее муж, который не работал в тот момент, решил начать импортировать Фимо, и в 1975 году компания «Эксент Импортс» начала свою работу по импорту Фимо в США. Мистер Шауп демонстрировал магазинам все, что можно было делать с этой пластикой — и продажи начались!
Как только популярность пластики стала расти, другие американские компании, включая «Ди’с Дэлайт» в 1970 и «Американ Арт Кампани» (АМАСО) в 1980 г. стали импортировать Фимо.
В то же самое время, когда художники и американские компании уже узнавали Фимо, одна американская компания разработала собственную версию полимерной глины. Продукт, который назывался полиформ (polyform) был разработан в 1960-х годах для производственных целей. Но настал момент, когда индустрия недостаточно потребляла пластики для своих целей, и очень много глины было просто лежало на складах. Однажды, посетитель одного из заводов играл с куском полиформа и слепил небольшую фигурку. Затем фигурка была испечена в лаборатории – так родился Скальпей/Полиформ (Sculpey/Polyform).
Белый Полиформ, на самом деле, продавался в маленьких количесвах еще начиная с 1967 года. К 1976 году Майк Солос, основатель компании, продавал свой продукт на различных творческих выставках. Цвета в Полиформ (Скальпей) были добавлены только после 1983 года, и до того момента, пока художница Сью Кэлсей и ее сестра Кэтти Джонсон не смешали глину с темным мелом.
Популярность полимерной глины скоро стала очевидной и компания «АМАКО» (АМАСО), которая производила натуральную глину годами, произвела свою собственную полимерную глину – Фрэндли Клэй (FriendlyClay), в 1993 году, которая была продана в упаковках одного цвета.
Еще одна персона, Мари Сегал, очень заинтересовалась полимерной глиной, и вместо теста, которое она использовала для своих поделок — стала, работать с Фимо. Вскоре, Мари и ее муж не только продавали Фимо, но и предлагали великолепную техническую поддержку тем, кто был очарован этой пластикой.
Забегая вперед, супруги Сегал стали одними из разработчиками и промоутерами новой полимерной глины – Премо (Premo). Как? В 1994 году Сегал обратились к компании Скальпей/Полиформ с вопросами: а почему бы не добавить более интенсивные цвета в пластику, и, почему бы не сделать, действительно, качественную полимерную глину Амерканского производства?
Компании Скальпей/Полиформ понравилась эта идея, и, Сегал стали разрабатывать полимерную глину, улучшив ее качества. Люди, которые увлекались полимерной глиной в то время на юге Калифорнии были счастливчиками, потому как, они приняли участие в тестировании новой глины. Так, в дополнение к семье полимерных глин появился на свет – Премо (Premo) Скальпей.
Первоначально он был разработан как теплопроводный проводник, но оказался не очень удачным и был отложен «в долгий ящик», до тех пор, пока один из посетителей фабрики «играя» с кусочком глины не слепил маленькую фигурку, которую затем запекли в лабораторной духовке. Так «Скальпей» был открыт как художественный материал. Цвета в «Скальпей» были добавлены только после 1983 года, когда художница Сью Кэлсей и ее сестра Кэтти Джонсон стали смешивать глину с темным мелом.