Подготовка «винтажного» плюша к раскройке.

Этот словесный поток, разбавленный несколькими фотографиями, может быть интересен только тому, кто занимается, ну или собирается заняться изготовлением авторских игрушек. Если вы относите себя к таковым (к авторам, разумеется, а не к игрушкам) добро пожаловать.
Наверное, только ленивый еще не сшил медведя из «винтажного» бархата. Но когда руки, наконец, доходят до неизвестно как дожившей до сегодняшних дней то ли скатерти, то ли накидки на что-то, становится понятно, что без дополнительной обработки что-либо пытаться кроить из нее – только время терять. Зато после следующих процедур получаем вполне приемлемый материал, с которым становится почти так же удобно работать, как и с хорошим мохером.

К сожалению, старый плюш не всегда подходит для изготовления мишек Тедди. Во-первых, из-за непрочной тканевой основы швы могут расходиться при набивке. Во-вторых, до того, как этот материал попал к вам в руки, он мог храниться далеко не в идеальных условиях, что, тоже не лучшим образом отражается на его качестве.
Наш бархат после стирки (машинная, в холодной воде) и сушки выглядел вот так. 2

Возраст его точно определить не беремся, предположим, что «старичку» лет 30-40. Основа – х/б, ворс – скорее всего, вискоза (может быть, хлопок. Надеемся, что «знатоки» поправят). Стояло несколько задач: добиться ровного светлого оттенка, уплотнить основу, чтобы предотвратить «расползание» швов. Еще один минус старого бархата – после стирки его ворс начинает «сыпаться», то есть довольно легко отделяться от основы.

3

Медведь в стиле «тортюр» с залысинами это, конечно, хорошо, но если его «шерсть» будет оставаться на руках хозяина – это катастрофа.
От большого куска отрезаем нужный  формат – чуть меньше стандартной 1/8 метра. Привычной «Белизны», которая «по пять копеек ведро», в ближайшем магазине не нашлось, потому было куплено вот такое усовершенствованное средство.

4

Та же вонючая хлорка, только с загустителем. К сожалению, сам процесс окраски  не снимался, идея описать все это безобразие пришла уже позже. В эмалированной литровой кружке «белизна» была разбавлена с водой в примерной пропорции 1 к 4. Это злостное нарушение всех рекомендаций производителя, который писал на упаковке что-то о 100 граммах на 10 литров воды, но  хотелось результата наглядного и быстрого. Ткань в растворе находилась около 30 минут. За это время  несколько раз перемешиваем получившийся ядовитый «супчик», чтобы на бархате не осталось разводов. 
Наконец, когда бархат стал достаточно светлым, обильно его выполаскиваем, стираем с порошком и отмачиваем в кондиционере. Плюшевый лоскуток стоически перенесет все мучения, выпавшие на его долю, ответив лишь повышенной лохматостью ворса. В каком направлении тот когда-то лежал, и как в будущем раскладывать выкройку, восстановить обычно сложно. Потому еще влажный кусочек  тщательно расчесываем и положим высыхать на ровную поверхность.
Остается уплотнить основу. Прикрепляем ткань булавками к гладильной доске.

5

Разводим клей ПВА водой 1 к 2.

6

Широкой кистью наносим раствор на основу и оставляем высыхать в таком виде. Клей помогает справиться с сыпучей основой и избавляет еще от одного недостатка: ворс перестает линять. Если бархат стал матовым, а ему необходимо вернуть прежний блеск, достаточно прогладить с изнанки через влажную ткань. 

7

А вот итоговые фото: каким бархат был и каким стал.

8

Тут видно, что основа стала намного жестче.

9

Для каких-то других целей такой способ обработки, конечно, не подойдет. Но для пошива авторских Тедди-в самый раз.